В Петрозаводском городском суде вынесли приговор курьеру, который забирал у бабушек для мошенников деньги. И это решение стало лучшим подарком к его Дню рождения. Сегодня парню исполнилось всего 22 года.
Преступление подсудимый совершил еще в декабре прошлого года. Он помог преступникам похитить деньги у 88-летней петрозаводчанки, которая попалась на довольно распространенную мошенническую схему: ей позвонили с незнакомого номера, и собеседник, представившись сотрудником правоохранительных органов, сообщил, что дочь жертвы попала в ДТП и предложил «решить вопрос» за круглую сумму. Думая, что помогает дочери, пенсионерка отдала 700 тысяч рублей курьеру, приехавшему за деньгами. Он и сел на скамью подсудимых. Ему же и деньги возвращать потерпевшей.
Парень лишил пенсионерку не только денег. После случившегося его жертва сильно сдала, лежала в больнице. В итоге она почти перестала выходить из квартиры, не может себя обслуживать. И понятно, что никакие деньги, хоть за моральный, хоть за материальный вред никогда не компенсируют ей тот стресс, который пришлось перенести.
Но эта история скорее о том, как сломать себе в молодости жизнь всего за один вечер и менее чем за 30 тысяч рублей. Именно столько молодой человек получил за то, что по заданию мошенников забрал деньги у трех пенсионерок: у одной — 55 тысяч рублей, у другой — 65, а у третьей — 700 тысяч рублей. Все эти суммы он практически целиком перевел на продиктованный ему незнакомцами счет. Незнакомцев этот парень, кстати, нашел через приложение Телеграм во время поиска работы.
— Я даже не знаю, куда эти деньги ушли, хотя по делу видно, что это в Москву ушло, — говорит адвокат курьера Павел Гравченков. — Он понимает, что ему теперь платить эти 700 тысяч, а не тем людям, которые не установлены, и по которым дело приостановлено за не установлением личности.
Судя по сложившейся практике, людей, втянувших парня в это преступление, никогда не найдут. И судимость с огромным долгом — это только его ноша. Потерпевшим, у которых курьер забрал несколько десятков тысяч рублей, он ущерб давно компенсировал. Пенсионерки с ним примирились, и уголовное преследование по двум из трех эпизодов было прекращено. Женщине, которая пострадала больше всего, подсудимый вернул всего 10 тысяч рублей.
— Восприятие этих 10 тысяч рублей не должно выглядеть частичным погашением ущерба, поскольку было реализовано лишь формально, — отметила представитель потерпевшей. — К. на каждом судебном заседании указывал на то, что он обязательно начнет погашать ущерб. И не делал этого вплоть до сегодняшнего заседания с формальным возмещением. То есть фактически, один раз обманув человека преклонного возраста, он фактически продолжил ее обманывать на протяжении следствия и на протяжении всего судебного разбирательства… Для чего произошло погашение ущерба двум другим потерпевшим? Очевидно, что для заявления ходатайства о прекращении дела за примирением сторон. И это прекращение произошло. Те деньги, которые изначально имел при себе К., были переданы только двум потерпевшим, а не были разделены поровну между тремя, чтобы поступить максимально справедливо в отношении трех человек преклонного возраста. То есть, выбирая, кому возмещать ущерб, К. действовал абсолютно расчетливо.
Может, так, а может, и нет.
— Буду стараться возвращать деньги, как можно быстрее, — пообещал парень. — Я возвращал частями, по нарастающей. Как мне казалось, правильно. Оказалось, что нет.
— С первого дня знакомства с его мамой я сказал: «Примите максимальные меры по возмещению ущерба». Я не ставил условия — этому 55, этому — 65, а этой — 700 потом. Ну, приняли люди на семейном совете решение сначала погасить маленькие суммы, а потом перейти к большей, — объяснил Павел Гравченков.
10 тысяч рублей — это, конечно, мизер, 70-я часть долга, но это, говорит парень, все, что он пока сумел заработать на сборе и продаже ягод:
— Я мог бы за это время и большую часть денег ей вернуть, но, к сожалению, получил производственную травму и больше полутора месяцев находился на больничном. Я свою вину полностью признаю и раскаиваюсь. Понимаю, что совершил ошибку очень серьезную. По вынесению приговора буду стараться максимально быстро закрыть долг перед потерпевшей.
Не сложилось впечатления, что сторона обвинения ему поверила.
Прокурор попросила суд отправить курьера в колонию на один год и шесть месяцев.
— С моей точки зрения, никакого раскаяния К. не испытывал. Он для себя, вероятнее всего, уже решил, что ничего страшного с ним не произойдет, что никакого серьезного наказания он не понесет за один оставшийся эпизод, — отметила представитель потерпевшей. — Наказание должно быть исключительно в виде реального лишения свободы на значительный срок.
Защитник, естественно, настаивал, что осуждение должно быть условным.
— Говорить о том, что он не раскаивается… Ну, вы же не можете к нему в голову заглянуть. Вы не знаете, что он переживает, и какие мысли его посещают…, — обратился Павел Гравченков к представителям стороны обвинения. — Раскаяние в содеянном есть. Не все измеряется деньгами в этой жизни <> Это произошло в его жизни. И мне его по-человечески жаль. Он оступился. Пришел из армии, никому не нужный, работу найти не смог… Ну, вот дорога так сложилась. В эту сторону пошел. Ну, давайте его направим в колонию. Наверное, общество от этого выиграет, и деньги потерпевшая скорее получит. Видимо, вы думаете, что в колонии слитки с золотом лежат, давай обрабатывай и плати ущерб… Безусловно, подсудимый виноват в том, что он сделал. Но, наверное, с первого раза направлять его в колонию за это, это негуманный взгляд… Он для общества не потерянный человек.
— Прошу учесть, что организатором этой мошеннической схемы являюсь не я, — попросил в последнем слове подсудимый. — Даже не знаю, кем я являюсь в этой схеме. Я совершил ошибку. Я полностью стараюсь все исправить.
Тут уже, конечно, дело каждого, как относится к его словам. Только время покажет, была ли права потерпевшая, отказавшись поверить второй раз тому, кто однажды столь жестоко с ней обошелся.
— Почему ты ждешь приговор один? Где родные? — спрашиваю у курьера, пока судья находится в совещательной комнате.
— Бабушка и дедушка ждут в машине.
— Почему не заходят?
— Бабушка отсюда не выйдет. Очень переживает.
Сам он тоже неслабо переживал. Последнее слово произносил с длиннющими паузами.
Судья приговорила парня к условному лишению свободы с испытательным сроком. Оставшиеся 690 тысяч рублей он, естественно, должен будет вернуть потерпевшей. Какой будет компенсация морального вреда, станет известно в другом процессе. В любом случае для него это огромные деньги, которые непросто будет вернуть, даже находясь на свободе.
— Сейчас остро стоит вопрос с продажей квартиры, но пока, к сожалению, бабушка не хочет ее продавать, — отметил на суде курьер.
Обидел он чужих бабушек, а по итогу страдает и родная.
Сколько еще курьеров нужно поймать (а их в последнее время ловят систематически), чтобы молодежь в погоне за легкими деньгами перестала помогать мошенникам? Заработок -то копеечный, а проблемы потом на всю жизнь.