Мы вспоминаем громкие преступления прошлых лет. Эта удивительная история началась в августе 2006 года, когда в Сортавале без вести пропал молодой человек. Его родители сразу забили тревогу. Однако поиски результатов не дали. Исчезновение оставалось загадкой до тех пор, пока в районную прокуратуру не пришел мужчина с «интересным» предложением.
Визитер представился Евгением Бегуном. Его друг Никита находился под стражей за угон и поджог машины. Евгений предложил стражам порядка информацию о без вести пропавшем парне в обмен на освобождение своего товарища. Никиту и так собирались выпускать, однако Бегуна выслушали. Тот поведал о существовании некого Сергея — свидетеля убийства пропавшего молодого человека. На допросе этот Сергей рассказал, что видел, как его товарищ Василий поссорился со своим знакомым и убил его. Василий вину признал (хотя причину ссоры толком объяснить не смог) и отправился на 10 лет за решетку.
***
В конце марта 2007 года в рейсовом автобусе, следовавшем из Лахденпохьи в Сортавалу, был ранен пожилой мужчина. Сначала все подумали, что в окно угодил камень из-под встречной машины, но в больнице выяснилось, что ранение — пулевое.
Спустя несколько дней неизвестный обстрелял еще один автобус — на этот раз похоронный. Выстрел прозвучал один, но пострадавших было двое. 52-летний водитель получил сквозное ранение груди. Той же пулей в голень был ранен и 74-летний пассажир автобуса. К счастью, все остались живы. Было возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство».
В этом деле не было ни единой зацепки до тех пор, пока в прокуратуру вновь не явился Евгений Бегун. Его товарищ Никита был снова задержан: на этот раз за кражу. Сценарий повторился. Бегун предложил информацию об обстреле автобусов в обмен на освобождение друга. Сотрудники прокуратуры согласились, поскольку еще до появления Бегуна было решение взять с Никиты подписку о невыезде и отпустить.
Евгений назвал фамилию свидетеля преступления, а тот в свою очередь указал на… Сергея — того самого, который выдал стражам порядка убийцу из предыдущего преступления. Мужчину задержали. Сначала он отказывался сознаваться в преступлении, но после разговора с Бегуном полностью признал свою вину. Правда, толком объяснить, зачем стрелял по автобусам, так и не сумел. Его приговорили к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с принудительным наблюдением у психиатра.
***
Была и еще одна история. В 2007 году два товарища пошли в лес за металлоломом. Там один неожиданно нанес другому четыре удара топором по голове. При этом пострадавший не только выжил, но и сумел убежать от своего обидчика. Когда преступника задержали, он начал нести нелепицу. Якобы пострадавший когда-то назвал его девушку «синячкой», и он затаил обиду и решил отомстить. Молодой человек, на которого было совершено нападение, вообще не понимал, почему стал жертвой.
Расследованием преступления занялся следственный отдел при прокуратуре, и на тот момент начальник отдела Виктор Россыпнов обратил внимание на то, что оба фигуранта преступления живут у Евгения Бегуна. Сам Евгений в это время вновь обивал пороги милиции, спрашивая, чем он может помочь своему товарищу Никите, который попал за решетку за убийство таксиста.
— Таких совпадений не бывает, — пояснил тогда страж порядка. — Я понял: Бегун причастен ко всем трем преступлениям.
***
20-летний Никита — один из тех, благодаря кому в итоге Бегун оказался на скамье подсудимых.
Во время одной из очных ставок Евгений не выдержал и закричал: «Никита, как же так?! Ведь все же для тебя делалось! Как ты можешь давать на меня показания?» Несмотря на то, что Бегун всегда защищал Никиту, тот оказался не так сильно к нему привязан. Он с готовностью рассказал все, что ему было известно.
Из показаний Никиты на следствии: «С Бегуном Евгением я познакомился, когда мне было 14−15 лет. Стали дружить. Он достаточно вспыльчивый человек. Бывало, что он орал на Б. (того Сергея, что признался в обстреле автобусов — прим.) из-за мелочей. Он все хорошо планировал и просчитывал. Во всем искал только свою выгоду. Например, парни в его мастерской работали практически бесплатно… У него мания величия, он считал, что он самый умный и хитрый, и говорил, что никто его никогда не поймает, потому что у него очень большие связи».
***
По данным следствия, Бегун окружил себя парнями, которые были намного младше его. Часто рассказывал им, как он служил в разведке, усмирял бунты в тюрьмах. Хвастался, какой он хороший специалист по оружию и как в шестом классе совершил убийство. Он создал себе имидж человека, для которого решиться на серьезное преступление — не проблема.
Все шло хорошо до тех пор, пока один из знакомых Бегуна не стал требовать деньги за ремонт машины, который они делали вместе. У Евгения денег не было, и когда его товарищ в очередной раз позвонил и напомнил про долг, Бегун бросил трубку и спросил Сергея, может ли тот убить мешавшего парня. Сергей согласился, взял ружье, но выстрелить не решился. Бегун перепоручил задание другому товарищу — Василию. За убийство пообещал машину. Василий справился. Ребята помогли ему закопать труп. С того дня Евгений постоянно всем напоминал: если кто-нибудь проболтается о случившемся, то под суд все пойдут как организованная преступная группа и получат большие сроки.
Потом близкий Бегуну человек — Никита — угнал и поджег машину. Чтобы его вызволить, Евгений решил выдать Василия, совершившего убийство. Никита вышел на свободу, но вскоре попался на краже и вновь оказался за решеткой. Бегун посчитал, что друга отпустят, если он предоставит органам информацию о каком-то другом преступлении. Преступления не было, пришлось его придумать и осуществить. Так Бегун уговорил Сергея обстрелять автобусы. Когда преступление было совершено, а улики уничтожены, Евгений поведал стражам порядка о несчастном парне Сергее, у которого из-за смерти матери «поехала крыша», и он стал стрелять по автобусам. Бегун даже предоставил свидетеля, который дал показания.
Третье преступление Бегун организовал, когда Никита попал за решетку уже за убийство. Не исключено, что он снова надеялся вызволить друга. Бегун наврал младшему товарищу про другого с три короба и отправил его убивать.
Неизвестно, как далеко мог зайти Евгений Бегун. У него изъяли карабин, 10 военных и более 60 охотничьих патронов, военный крупнокалиберный патрон с пулей бронебойно-зажигательного действия, ручную гранату, электродетонатор и охотничий порох.
На судебно-психиатрической экспертизе этот человек косил под сумасшедшего, однако был разоблачен и признан вменяемым.
Во время суда Евгений внимательно слушал, что говорят о нем товарищи, а сам рассказал о том, что был осведомителем местных сотрудников милиции. По его словам, в один из дней, когда стражи порядка готовились к приезду министра МВД, некий сотрудник Сортавальского РОВД попросил Бегуна организовать обстрел пассажирских автобусов, после чего выдать стрелка милиции. Якобы стражи порядка хотели таким образом продемонстрировать министру успешность оперативной работы в их районе. И Бегун, разумеется, не смог им отказать.
В этот рассказ суд не поверил.
Когда прозвучал приговор, у подсудимого было такое выражение лица, как будто он не понимает, за что с ним так обошлись: никого не убивал, не похищал, не грабил… Преступления он только организовывал, не принимая в них никакого участия.
— Вам понятен приговор? — поинтересовалась у него судья.
— Понятен. Обвинение просило 23 года, вы дали 24, — с явным раздражением ответил Бегун.
В дальнейшем Евгений неоднократно обращался в суд с ходатайствами о снижении наказания или замене неотбытого срока лишения свободы более мягким видом наказания. Последний раз — в прошлом году. Суд ему отказал.