Фото: Daily
События

Верховный суд оттянул возбуждение уголовных дел против мэрии Петрозаводска за транспортную реформу в городе?

06.12.2023 Руна 2648 https://runaruna.ru/40495/

Появились подробности, проливающие свет на недавнее заседание в Верховном суде Карелии, который в понедельник, 4 декабря, отменил решение Петрозаводского горсуда о фактической отмене транспортной реформы и отправил дело на новое рассмотрение в ту же инстанцию.

Напомним, что в августе городской суд удовлетворил иск шести автотранспортных компаний, которые оспаривали документ планирования перевозок в городе. На основе этого документа в июне были аннулированы свидетельства ряда перевозчиков по трем маршрутам — № 5, 14 и 29 — и взамен проведен аукцион на перевозки, который выиграла гатчинская компания «Транс-Балт». Она должна возить пассажиров до конца года, за что получит из бюджета 255,1 млн рублей, а также параллельно соберет с горожан примерно 72,6 миллиона, которые передаст назад в бюджет.

Несмотря на внешнюю привлекательность реформы, широко разрекламированную мэрией, Петрозаводский горсуд констатировал юридическую безграмотность чиновников при ее проведении. Объясняется это тем, что решение об осуществлении реформы — тот самый документ планирования за подписью бывшего сити-менеджера Владимира Любарского — был принят в нарушение Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок…», который прямо запрещает изменять или отменять маршруты до окончания свидетельств действующих транспортных компаний или без их согласия на досрочное прекращение этих свидетельств.

Поскольку действующие перевозчики такого согласия не давали, а их свидетельства действительны до 2026 года, то Петрозаводскому горсуду не оставалось ничего другого, как признать документ планирования перевозок недействующим. Однако чтобы это решение вступило в законную силу, оно должно было пройти через Верховный суд Карелии, и вот в нем-то в понедельник и произошла осечка.

Насколько можно сейчас судить, пока не опубликован текст решения Верховного суда Карелии, решение горсуда было отменено сугубо по формальным основаниям. Как пишет портал «Петрозаводск говорит», вероятной причиной отправки дела на пересмотр стало то, что во время процесса в городском суде по иску «старых» маршрутчиков новый перевозчик «Транс-Балт» не был уведомлен о слушаниях надлежащим образом из-за ошибки в указании ИНН — извещена была компания с таким же названием, но не из Гатчины, а из Кингиссепа.

В том, что это не более чем формальная зацепка и она нужна, чтобы оттянуть момент вступления в законную силу решения об отмене безграмотно начатой транспортной реформы, убеждают еще несколько деталей. Как пишет всё тот же «Петрозаводск говорит», чей журналист присутствовал на заседании в Верховном суде Карелии, в этом процессе случилась поистине феерическая вещь: прокуратура в третий раз изменила свою позицию (в горсуде она поддерживала прежних перевозчиков). Изменила свою позицию и уполномоченный по правам предпринимателей в Карелии Елена Гнетова, попросившая больше не учитывать, что раньше она поддерживала «старых» маршрутчиков.

Для людей с опытом в судебных тяжбах такое непостоянство участников процесса вкупе с использованием формальной ошибки с ИНН вряд ли покажется случайным и скорее вызовет ощущение того, что некое высокопоставленное лицо воспользовалось административным ресурсом. Кем может быть это «лицо», предположить тоже несложно, учитывая, как рьяно глава Карелии Артур Парфенчиков поддерживал транспортную реформу в Петрозаводске, которую начал его ближайший соратник — бывший глава города Владимир Любарский. Усиливает это впечатление и то, что губернатор сразу выплеснул свои переживания по поводу транспортной реформы в соцсети, выражая в них глубокую озабоченность, как только городской суд констатировал ее незаконность и безграмотность.

Кстати, именно в этом моменте — основном и решающем — насчет несоответствия реформы закону Верховный суд Карелии, судя по имеющимся сейчас данным, не подверг позицию Петрозаводского суда никакому сомнению. Однако останется ли на ней городской суд при новом рассмотрении дела и не поменяет ли ее, как прокуратура вместе с бизнес-омбудсменом, — еще большой вопрос.

В этом случае те, кто организовал транспортную реформу в столь безобразном виде, никак не согласовав ее с действующим законодательством, с грубым нарушением отстранив от работы прежние компании и заплатив новой фирме с барского плеча четверть миллиарда рублей, никак не ответят — по крайней мере в ближайшее время — за фактическое превышение полномочий и ущерб бюджету города.

Всё это, очевидно, просто спишут на разгильдяйство, которое так нередко случается в Петрозаводске и Карелии и за которое у нас, как правило, никто и никогда не в ответе.

Расскажите друзьям!