На днях был опубликован седьмой выпуск Московского международного рейтинга «Три миссии университета» (MosIUR) за 2023 год. В него впервые вошли 2000 университетов из 112 стран мира. Среди лучших вузов планеты 154 российских учебных заведения, сообщает портал «Российского союза ректоров».
По сравнению с 2022 годом число участников увеличилось на 10%. Россию в мировом рейтинге представил в том числе Петрозаводский государственный университет. По сравнению с прошлым годом, он улучшил свои позиции в рейтинге. В этом году он занимает 13-е место среди вузов Северо-Западного федерального округа и 74−85-е место среди всех вузов России.
— Рейтинг «Три миссии университета» с 2020 года удерживает статус наиболее представительного авторитетного академического рейтинга по числу участников и количеству стран, — отметил президент Российского Союза ректоров (РСР), ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий. — В этом году список расширен до 2 000 позиций, а наибольшего прироста по числу участников добились страны БРИКС, прежде всего Китай, Индия, Россия и Бразилия. В рейтинге также присутствуют все новые страны-участники этого консорциума.
В топ-50 рейтинга в этом году вошли три российских вуза — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (17-е место), Санкт-Петербургский государственный университет (39-е место) и МФТИ (43-е место). Из перечня выбыли вузы Амурской области и Забайкальского края, однако в нем появились представители Краснодарского края, Оренбургской и Ярославской областей.
Россия из года в год остается мировом лидером по победам студентов в престижных международных олимпиадах. По данным рейтинга, представители российских университетов добиваются успеха в таких соревнованиях в пять раз чаще, чем учащиеся из США, и в два раза чаще, чем студенты британских вузов. По среднему числу массовых онлайн-курсов российские вузы превосходят среднемировой уровень — 15,2 по России против 12,7 в среднем по участникам рейтинга.
Среди негативных факторов развития российского образования аналитики называют сравнительно невысокий уровень финансирования (на 31% меньше среднего значения по топ-2000 университетов), низкую глобальная цитируемость научных работ — показатель России в два раза ниже среднемирового уровня, а также наблюдаемое в последние годы снижение численности научно-педагогических работников в расчете на студента, в результате чего показатель России стал ниже среднемирового (0,087 против 0,091).