В третьем квартале текущего года мошенники украли у граждан рекордные 4 млрд рублей. При этом вернуть россиянам удалось лишь 3,4% от похищенного. Об этом со ссылкой на ЦБ рассказывает Тинькофф Журнал.
Финансисты связывают произошедшее с увеличением количества киберпреступлений при онлайн-покупках: мошенники стали чаще создавать поддельные сайты финансовых организаций и известных магазинов.
Рост числа фишинговых сайтов (это ресурсы в интернете, созданные с целью обмануть пользователей, — прим. авт) связан с распространением популярной схемы «Мамонт», где у граждан под предлогом фейковой покупки, доставки или аренды похищают деньги и данные банковских карт.
Специалисты уверены, что рост хищений по каналам дистанционного банковского обслуживания может объясняться усложнением вывода средств: если раньше злоумышленникам было выгодно похищать понемногу через сайты, теперь они ориентируются сразу на большие суммы через ДБО.
Но в целом, отмечают аналитики, принципиально нового в подходах телефонных мошенников ничего не было — жулики продолжали использовать актуальную новостную повестку, легенды о звонках якобы из банков или правоохранительных органов. Активно применялись и комбинированные схемы, когда сначала с жертвой связываются якобы представители правоохранительных органов, предупреждают о возможном инциденте и просят помочь, а затем звонят злоумышленники, которые убеждают перевести деньги «на безопасный счет».
Хуже всего, что ничего принципиально нового не было сделано и для борьбы с мошенничеством, ни технически, ни законодательно.
Для борьбы с социнженерией ЦБ с участниками рынка и экспертами разработал законопроект, согласно которому банки будут возвращать средства клиентам даже тогда, когда они были введены в заблуждение и сами перевели их злоумышленникам. Документ находится на рассмотрении в Госдуме.
Кстати, число номеров мобильных телефонов, с которых мошенники звонят россиянам, по итогам третьего квартала увеличилось в 35 раз (до 176 тыс.), городских — почти в 5,5 раза (до 103 тыс.).