Уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев прокомментировал нашумевшую историю в карельском городе Пудож, назвал причины подростковой агрессивности и предложил средства, чтобы избежать подобных преступлений в будущем.
Напомним, что две несовершеннолетние девушки избили свою сверстницу 12 сентября в районе пудожского стадиона. Через несколько дней в соцсетях появилась видеозапись избиения, ошеломившая своей жестокостью многих в республике. Вскоре после этого Следком Карелии возбудил уголовное дело по статье «Хулиганство». При этом мать пострадавшей рассказала в Сети, что аналогичное нападение со стороны одной из девочек на ее дочь уже имело место год назад и теперь повторилось снова.
Геннадий Сараев привел некоторые подробности этой истории во время отчета в Заксобрании Карелии 21 сентября. По его словам, все дети, оказавшиеся в этом скандале, — из семей со сложной жизненной ситуацией. Объясняя мотивы нападавших девочек, Сараев отметил, что в своей жизни они не видели никаких других примеров решения проблем, кроме применения силы.
— Дети, которые по-другому не умеют решать конфликт, — а они не умеют, их не научили, — они недоговороспособны. Они видели всю жизнь, что конфликт решается кулаками. Воспитание происходит глазами… Можно тысячу раз рассказать ребенку, что такое хорошо, что такое плохо. Но если он видит, как папа маму бьет, то он по-другому не сумеет конфликт решить. Поэтому эти дети будут дальше [совершать правонарушения]. Мы не сможем этих детей… Будет хуже, — сказал Сараев, видимо, подразумевая, что госорганы и институт уполномоченного по правам ребенка уже вряд ли смогут помочь исправлению этих подростков.
Насчет же видеозаписи избиения Сараев утверждает, что она поступила в полицию еще до публикации в соцсетях, и разбирательство по ней к тому времени уже велось. Омбудсмен уверен, что правоохранители доведут дело до конца и дадут свою оценку случившемуся.
— Информация была у нас еще до того, как она появилась в СМИ… Анализ ведется. Там намного больше пострадавших оказалось, скажу честно. Свидетели-дети, которые это видели, — они тоже пострадавшие. И сейчас мы им оказываем помощь. Напомню, что при уполномоченном создана служба кризисной помощи. Это профессиональные психологи, которые знают, как работать в кризисной помощи, а не дилетанты, которые прошли какое-то обучение.
То, что само видео стало доступно для всех в соцсетях, Сараев считает отрицательным фактом. Он уверен, что сделавшие это люди заботились о своей популярности и просмотрах и даже не думали о детях, публикую их незаретушированные лица, что привело к травле и попыткам морального линчевания. По этой причине по факту публикации видеозаписи уполномоченный вместе с Роскомнадзором готовит экспертное заключение.
— Те, кто снимал, установлены, по ним тоже ведется проверка… Сегодня те дети — и пострадавшие, и нападавшие — они подвергаются травле. Их выставили напоказ, в них тычут пальцем, их обсуждают. Но здесь оставлен цифровой след. Тот, кто это сделал [опубликовал], тоже должен понести наказание. Тот, кто снимал — безусловно… — сказал омбудсмен. — У нас сегодня информационное поле пестрит тем, как одни дети издеваются над другими. И видео, выложенное в Интернет, станет основанием для подражания. Хочешь стать знаменитым — избей, выложи, и будешь знаменит. Это психология подростка.
По мнению Сараева, задачу помощи детям из неблагополучных семей нельзя полностью возложить только на школы или некоммерческие организации и требовать от них кардинального решения проблемы.
Для таких несовершеннолетних необходимо сопровождение со стороны социальных работников — наставников, готовых прийти на помощь и днем, и ночью, а для этого нужно серьезно изменить социальную политику на уровне республики и, к примеру, увеличить финансирование Центра помощи детям, который оказывает подобные услуги.
— Пока мы будем с нашими детьми проводить «мероприятия» — хакатоны, форумы, форсайт-сессии — мы не получим ничего, — уверяет Сараев. — Потому что это тусовка, и она не формирует какие-то мировоззренческие вещи. Нужна ежедневная рутинная работа высокооплачиваемых специалистов, которые выходят в семью и в вечернее, и ночное время и своим наставничеством, личным примером, контролем помогают семье выйти из, извините меня, серой обыденной жизни, из пьяного угара.