События

В Петрозаводске вместо троллейбусов хотят внедрить электробусы. Но так ли они хороши, как их нахваливают чиновники?

29.01.2018 Руна 2856 https://runaruna.ru/9671/

О появлении электробусов – автобусов с электродвигателем и электрической батареей, но без «усов», как у троллейбусов – в Петрозаводске впервые заговорили в июле прошлого года. Тогда стало известно, что ПАО «Россети» предлагает карельской столице поучаствовать в пилотном проекте по внедрению новинки и под эту марку получить две машины. Для их обслуживания на территории троллейбусного депо предполагают установить две зарядные станции. Сами электробусы собираются запустить по 4-му маршруту троллейбуса – с улицы Ленинградской до Лыжной.

Прошло полгода, и про эту тему, как и про многие другие обещания модернизировать – построить – инвестировать, стали забывать. Напомнил о ней 25 января во время встречи со студентами ПетрГУ глава Карелии Артур Парфенчиков, решивший пойти по пути внедрения электробусов радикально вперед – в ущерб троллейбусам.

Троллейбус в Петрозаводске. Фото: transphoto.ru

Губернатор заявил, что «рогатые» – дорогой и устаревший вид транспорта, они не могут ходить в новые районы без прокладки контактной сети и по этой же причине не могут оперативно изменить свои маршруты. А потому, считает Парфенчиков, пора подумать о замене троллейбусов на электробусы и работающие на газе автобусы.

Артур Парфенчиков, глава Карелии::

— Троллейбусы — это по сути своей, наверное, скажем так, транспорт прошлого… Может быть, через 5−6 лет мы будем понимать, что троллейбусы свое отжили. Такое возможно.

Пользователи соцсетей в подавляющем большинстве негативно отнеслись к словам губернатора. Людей не устраивает то, что, в отличие от троллейбусов, ни в одном автобусе нельзя проехать с детской коляской, а также то, что автобусы – транспорт ненадежный и не соблюдающий расписание. Со скепсисом восприняли горожане и слова про большую экологичность работающих на газе автобусов, когда в Петрозаводске уже есть троллейбусы, которые не отравляют воздух вообще никакими выхлопными газами.

Еще больше все эти разговоры насторожили петрозаводчан из-за того, что после перекрытия городские мостов для многотонного транспорта троллейбусное управление стало нести убытки, и с учетом больших долгов будущее предприятия сейчас вызывает большие опасения.

Комментарии из группы сайта Daily / vk.com/guberniadaily

К электробусам же люди в целом отнеслись сдержанно – без восторгов или враждебности, но предложили использовать их наряду с троллейбусами и при постепенном отказе от автобусов, а не наоборот. Услышат ли эти пожелания в правительстве и в мэрии, мы еще увидим. Сейчас интереснее подумать о другом – о том, чем же так хороши электробусы, что чиновники их вовсю нахваливают, и где этим прекрасным видом транспорта уже пользуются?

Больше всего об электробусах в последнее время говорят в Москве. Там активно рекламируют этот вид транспорта и тоже грезят полным отказом от «устаревших» троллейбусов. Московские власти считают, что электробусы хороши тем, что для них не нужна контактная сеть (опоры с проводами, по которым идет электричество). Электробусы питаются от заряда внутренней батареи, что дает им большую мобильность – благодаря этому они могут изменять маршрут, когда это потребуется.

Однако на этом плюсы электробусов пока заканчиваются, и тут же обнаруживается много минусов. Самые важных из них перечислил московский блогер Георгий Красников, специализирующийся на теме общественного транспорта. Он считает, что электробус еще не способен полноценно заменить троллейбусы в силу ряда существенных недостатков.

Китайский электробус Yutong на испытаниях в Челябинске. Фото: transport.74.ru
Китайский электробус Yutong на испытаниях в Челябинске. Фото: transport.74.ru
Китайский электробус Yutong на испытаниях в Челябинске. Фото: transport.74.ru
Китайский электробус Yutong на испытаниях в Челябинске. Фото: transport.74.ru
Китайский электробус Yutong на испытаниях в Челябинске. Фото: transport.74.ru
Китайский электробус Yutong на испытаниях в Челябинске. Фото: transport.74.ru

Во-первых, батареи электробусов непредсказуемы и никто не знает, как они поведут себя в северных условиях (таких испытаний в России просто не было). А это значит, что электробусы могут внезапно разряжаться, после чего остается только вызывать эвакуаторы. К тому же срок службы батарей не превышает нескольких лет, и затем их нужно утилизировать (это к разговору об экологичности).

Не меньше проблема с зарядными станциями – они тоже стоят денег, и одной-двумя дело вряд ли ограничится. Потому что для полного заряда батареи нужно много времени (это еще один минус), и значит, почти каждый электробус должен быть обеспечен отдельной зарядной станцией (опять же деньги).

Среди остальных недостатков блогер называет большой вес батареи, которую возит на себе электробус, дизельный обогреватель салона в некоторых моделях – своего электричества им не хватает для отопления; высокие цены на электробусы (они пока еще дороже автобусов и троллейбусов), а также потери электроэнергии (до 30-40%) при заряде батареи и во время движения – особенно в холодную погоду.

Электробус ЛИАЗ в Москве, 2015 г. Фото: gre4ark.livejournal.com
Электробус ЛИАЗ в Москве, 2015 г. Фото: gre4ark.livejournal.com
Электробус ЛИАЗ в Москве, 2015 г. Фото: gre4ark.livejournal.com
Электробус КамАЗ в Москве, 2015 г. Фото: gre4ark.livejournal.com
Электробус КамАЗ в Москве, 2015 г. Фото: gre4ark.livejournal.com
Электробус КамАЗ в Москве, 2015 г. Фото: gre4ark.livejournal.com

Тем не менее эти недостатки и несовершенство самой технологии, похоже, не пугают московских начальников. В столице всерьез намерены внедрять электробусы в жизнь и постепенно отказаться от троллейбусов. Однако при всем словесном энтузиазме дело дальше испытаний нескольких машин пока не двинулось – в Первопрестольной до сих пор нет ни одного маршрута, где бы работали одни электробусы.

Георгий Красников, блогер::

- В принципе электробусы – идея интересная и правильная. Но заменять они должны дизельные автобусы, а не троллейбусы, тогда это будет прогресс… Однако же для адекватной замены троллейбусов электробусами эту новую технологию надо отладить, отработать, посмотреть, как она себя ведет в разных условиях. Особенно важно зимний сезон пережить. Запустить хотя бы один маршрут на них, а потом плавно расширять сеть, и уже тогда смотреть по факту, что оптимальнее - ставить их на троллейбусные маршруты или все же заменять ими неэкологичные автобусы.

Надо сказать, что в России только Москва с таким упорством внедряет электробусы. В остальном мире с этим видом транспорта активно экспериментируют в Китае и Норвегии, однако тоже не переходят на них массово. При этом почти отказавшаяся в 60-70-е годы от троллейбусов Западная Европа кое-где снова восстанавливает троллейбусные линии – например, в Праге.

Интересно, что во многих странах все больше внедряют не электробус, а усовершенствованный вид троллейбуса – троллейбус с автономным запасом хода (еще его называют электробусом с динамической зарядкой). Его преимущество в том, что он получает электроэнергию через «рога» от контактной сети, как обычный троллейбус, но может их опустить и спокойно проехать часть маршрута за счет батареи (см. видео из Праги).

При этом такой троллейбус лишен как своего старого недостатка в виде малой маневренности и невозможности изменить маршрут, так и защищен от недостатков электробуса – ему не нужны зарядные станции, дизельное отопление салона и не так страшны потери электричества в батарее. Возможно, поэтому троллейбусы с автономным запасом хода уже катаются по улицам Санкт-Петербурга, Вологды, Тулы и других городов России, пока Москва пытается разобраться в еще далеких от совершенства электробусах.

Троллейбусы с запасом хода в Петербурге, декабрь 2017 г. Фото: gov.spb.ru
Троллейбусы с запасом хода в Петербурге, декабрь 2017 г. Фото: gov.spb.ru
Троллейбусы с запасом хода в Петербурге, декабрь 2017 г. Фото: gov.spb.ru
Троллейбусы с запасом хода в Петербурге, декабрь 2017 г. Фото: gov.spb.ru

Как пойдут с этим дела в Петрозаводске, предсказать невозможно. Но хотелось бы верить, что карельские чиновники учтут все эти нюансы и при модернизации троллейбусного управления, которое им кажется нежизнеспособным и убыточным, в очередной раз не сделают в итоге хуже, чем было изначально.



Расскажите друзьям!



Все события