Фото из архива Андрея Лося
Жизнь

«Карелия, конечно, провинция, но…» Известный журналист рассказал, почему бросил Петрозаводск ради «Формулы-1» и не прогадал

24.01.2018 Евгений Белянчиков 1470 https://runaruna.ru/9290/

Андрея Лося в Карелии помнят не только из-за необычной фамилии и работы на Карельском ТВ в программе «99-209». Его рубрики «АвтофиЛосьсофия», его автомобильные и спортивные колонки, а также передачи на радио пользовались популярностью у петрозаводчан в конце 1990-х – начале 2000-х. Журналистские лавры он получал как раз в дружественной «Руне» газете «Карельская Губернiя».

Но потом он исчез из карельского медиапространства ради работы в московских медиа, причем в совершенно конкретной нише: Андрей пишет о «Формуле-1». Сейчас он работает заместителем главного редактора F1News.ru, самого популярного русскоязычного сайта о самых престижных в мире гонках. Лось не только топ-журналист в этой теме, но и признанный эксперт в гонках. С ним советуются и охотно берут его комментарии влиятельные столичные и федеральные издания.

Про Петрозаводск он не забыл, приезжает сюда время от времени, читает и комментирует материалы местных авторов в соцсетях. «Руна» поймала его в редакции «Губернiи» и, конечно, предложила поговорить за жизнь. А он согласился. Мы не могли не спросить, с какого, как говорится, перепуга карельский журналист увлекся «Формулой-1» да еще и в Москву рванул? Лосю, между прочим, тогда за 40 было, а сейчас и вовсе под 60.

- Сколько себя помню, всю жизнь была непреодолимая тяга к автогонкам. «Формулы-1» в моем детстве и юности, конечно, не было. Но были папины журналы «За рулем» 1960-х и 70-х годов. Я их перелистывал, и на последних страницах там была рубрика с результатами гонок. Так я впервые узнал имена людей, у которых сейчас иногда доводится брать интервью.

Интервью с Микой Хаккиненом, двукратным чемпионом мира, снимок сделан в дни Гран При Великобритании летом 2006-го

А вообще, я раньше больше про ралли читал. «Формула-1» – это уже потом. Настолько этой темой увлекся, что однажды в студенческие годы даже попытался сбежать из дома. Сбежал в Тольятти, центр автомобилестроения СССР. Была безумная мечта начать карьеру в автоспорте при заводе. Но родители меня вернули назад. Каким-то чудом мне удалось остаться студентом иняза. Карьера гонщика закончилась, так и не начавшись. Зато интерес к автоспорту стал еще сильнее.

- Но какой автоспорт в Карелии? Особенно в то время. По телевизору не показывали, гонок не было. Откуда это? Как вообще можно смотреть гонки по телевизору?

- А для меня, например, загадка – тотальный интерес к футболу. Никогда его не смотрел. Лично мне эстетика этой игры никогда не была близка. Зато машинки с детства интересовали. Мне поэтому сложно объяснить, в чем здесь фишка. Нравится и все тут. А трансляции гонок с конца 1980-х в СССР потихоньку начали показывать. Помню Гран-при Венгрии 1986 года – это первая гонка «Формулы-1» на территории Восточной Европы. Нормально все это мы начали смотреть только с 1992 года, когда в Карелию пришел канал Eurosport. В тот период смены эпох и начала формироваться новая аудитория российских болельщиков «Формулы-1».

- Сейчас эта аудитория большая?
- Понятно, что с футболом и хоккеем некорректно сравнивать. Автоспорт – нишевая затея. Но у него своих болельщиков очень много, я вас уверяю. Теперь ведь «Формула-1» есть и в России – национальный Гран-при проходит в Сочи на новом автодроме, построенном на территории Олимпийского парка. Трасса хоть и не самая интересная, но по-своему любопытная. Приятно, что всем российским гоночным болельщикам наш сайт хорошо известен. Удивительно, но бывали моменты, когда мы даже выходили на первое место в мире по посещаемости в срезе изданий об автоспорте. В дни Гран-при у нас без малого 200 тысяч уникальных посетителей ежесуточно, а в месяц их число приближается к миллиону. Это впечатляющая аудитория.

- Почему, как думаете, такой интерес к «Формуле-1»? Это все так далеко от обывателя…
- Потому и интерес, что все это как космос. «Формула-1» – вершина мирового автоспорта, высшая гоночная категория. Ее герои становятся легендами, ведь не надо смотреть «Формулу», чтобы знать, кто такой Михаэль Шумахер. Практически о любом из этих гонщиков можно сказать, что он герой.

- Почему герой-то? Гонщик и гонщик.
- «Формула-1», повторюсь, вершина мирового автоспорта. В ней всего 10 команд и всего 20 гонщиков. 20 гонщиков на весь мир! Это лучшие мастера на планете. Наверное, в мире очень много талантливых парней, которым не хватило или упорства, или просто денег. Но этим хватило. Чтобы дойти до такого уровня, чтобы у тебя появились хоть какие-то зыбкие шансы, чтобы тебя хотя бы заметили в «Формуле-1», нужны не только талант, упорство, годы тренировок, но и миллионы долларов. И тот, кому удается подняться на эту вершину, становится едва ли не национальным героем.

- Россияне ведь тоже есть среди них?
- Конечно. Первый – Виталий Петров. Кстати, он из Выборга, так что почти наш сосед. Он дебютировал в 2010-м. Можно сказать, Виталий – наш Гагарин в «Формуле-1», и ему даже один раз удалось подняться на подиум, финишировал третьим на Гран-при Австралии 2011 года. Это было почти чудом, ведь Петров ездил не на самой лучшей машине, был в не в самой сильной команде, но смог обойти многих опытных пилотов на более быстрых машинах.

Первый русский гонщик F1 Виталий Петров. Фото F1Alliance

Второй герой – Даниил Квят. В 2014 году он дебютировал тоже не в самой быстрой команде и тоже ездил довольно лихо. А третьим стал 22-летний москвич Сергей Сироткин, который в январе 2018 года стал пилотом команды «Уильямс».

- Вы сейчас говорите о том, другом мире, который далек о карельского обывателя. У нас здесь миллионов нет, как нет и своих героев и звезд.
- Вы не правы. Миллионов, может, и нет, а вот герои есть. Наша Ира Сидоркова – уже известная российская гонщица. Ей всего 14 лет, и начинала она с картинга в Петрозаводске, а теперь выступает в Российской серии кольцевых гонок – это самый крупный наш чемпионат. Выступает просто здорово в классе «Национальный юниор», регулярно поднимается на подиум и уже открыла счет победам. Так что Ира – герой Карелии, я считаю. И ее родители тоже герои. Они знают всю правду о том, как вывести одаренного ребенка хотя бы на российский уровень. Это миллионы, это время и упорство. Ну и, конечно, талант. К счастью, Иру заметили, у нее появились первые спонсоры. Правда, в «Формулу-1» она вряд ли попадет, просто потому, что для девушек путь туда пока закрыт.

Ирина Сидоркова, фото с ее страницы

- Ира – молодец! А Карелия молодец? Карелия на фоне России – автоспортивная провинция?
- На московском фоне – провинция, без сомнения. Но Петрозаводск все равно поставляет кадры на общероссийский уровень. Например, братья Ларинины. Андрей Ларинин уехал из Петрозаводска в Москву и стал редактором журнала Grand Prix, причем не будучи профессиональным журналистом. Через пару лет он и меня пригласил работать в столицу. В российской автоспортивной элите его знали и уважали многие. К сожалению, Андрея уже нет с нами, он погиб в аварии осенью 2010 года. Но его младший брат стал классным специалистом: Илья – гоночный судья первой категории, работает на соревнованиях российского уровня по картингу, ралли, трофи-рейдам. На всех Гран-при России в Сочи он тоже трудился, входил в судейский корпус, был одним из маршалов.

Между прочим, замечательные трассы есть и в Карелии, правда, только для ралли и трофи-рейдов. Например, в Приладожье регулярно проходят этапы чемпионата России. Так что Карелия хоть и провинция в автоспорте, но ей тоже есть чем похвастать. У меня в Карелии, кстати, живут родители и сестра, так что мне далеко не все равно. 

- Судя по вашим комментариям в Сети, вы действительно следите за жизнью в Карелии. Какие эмоции? Больше негатива?
- Слово «негатив» мне не нравится. Жизнь сейчас такая, что поделать. Но про Карелию мне, конечно, больно читать. Например, то, о чем пишут мои друзья – Александр Фукс, Валерий Поташов. Я им верю. Все это меня волнует больше, чем явления общероссийского уровня.

С коллегой Валерием Поташовым, фото из архива автора

- Вам можно позавидовать. Вы нашли противоядие от этих новостей, от политики. Пишете про автоспорт.
- Я действительно очень вовремя вышел на эту гоночную тему. Но у меня ведь тоже не так все просто было. Моя карьера в республиканских СМИ начиналась на Карельском радио и ТВ. Я поварился в этой политической каше: депутаты, кандидаты, чиновники. В какой-то момент пришлось выбирать – заниматься этим дальше или искать себя в другом. И я понял, что политика мне не только не близка, но и глубоко неприятна. Я посмотрел на эту публику, среди которой, конечно, были и достойные люди, но были и те, кого я просто видеть не мог, но надо было вести с ними эфиры. И я сделал выбор.

Понимаю, что происходит в нашей стране, но я немного за скобками сейчас, если так можно сказать. Чему очень рад.

- Не было желания уехать из России?

- Мне часто задают этот вопрос. Вы знаете, не было никогда. Дело не в возможностях. Мне просто никогда в голову это не приходило. Я уверен, что журналист может реализоваться на 100 процентов в своей стране, да и не только журналист. Вероятность этого на родине выше в разы – спросите у Александра Фукса. Сейчас меня вполне устраивает то, как складывается моя карьера. Нравится, что я занимаюсь любимым делом, которым живу. Чего и всем хочу пожелать. Любите то, чем занимаетесь, и не занимайтесь тем, что не любите. Тогда, наверное, и жизнь будет в радость, что бы вокруг ни происходило.


Расскажите друзьям!



Все события