Фото Reuters
События

Ножи и подростки. Собрали случаи поножовщины среди школьников Карелии и спросили у экспертов, что вообще происходит

19.01.2018 Руна 1637 https://runaruna.ru/9029/

Как оказалось, каждый год в Карелии школьники берутся за ножи и становятся участниками криминальных сводок. 

Поножовщина среди школьников как вирус распространяется по стране. 15 января пермские школьники изрезали 15 человек. К счастью, никто не погиб. 17 января уже в Челябинской области школьники устроили драку, при этом у одного из участников оказался нож, которым он ударил обидчика в грудь, попав между ребер. Подросток остался жив.

Сегодня очередной кошмар. В Бурятии девятиклассник пришел на урок русского языка и литературы в седьмой класс, вооружившись ножом, топориком и коктейлем Молотова. Пострадали семь человек, включая учительницу.

Фото Интерфакс

«Руна» заглянула в недалекое прошлое Карелии. А происходило ли что-то подобное у нас? Как выяснилось, ножевые истории, пусть и не такие резонансные, у нас были, причем совсем недавно.

Так, в феврале 2014 года в Сегеже двое школьников убили сверстника. Тело подростка обнаружили в нескольких метрах от популярной лыжни, где катаются многие жители города. Предположительно, мальчика волоком тащили по лесу. На теле подростка зафиксированы многочисленные ножевые ранения и гематомы. Позднее выяснилось, что сверстники терроризировали подростка уже длительное время, вымогали у него деньги. При этом и учителя, и родители знали об этом. Родители даже обращались в полицию, однако это не помогло. Ребенка зверски убили. Уголовное дело было возбуждено в отношении 14- и 15-летних подростков.

В 2015 году 1 сентября убийство с применением ножа произошло в Кеми. Правда, на этот раз убийство по неосторожности. По данным местных СМИ, 8-летний ребенок после линейки 1 сентября пришел в гости к другу, где они стали играть в «ножички». Приятель случайно ранил школьника ножом, и, испугавшись ответственности за содеянное, вывел его в подъезд и оставил там. Соседи, увидев на лестнице истекающего кровью ребенка, вызвали скорую помощь. Сообщается, что медики довольно долго ехали к пострадавшему. Доставленный в реанимацию мальчик скончался от большой кровопотери.

В 2016 году еще одна поножовщина, и снова в Сегеже. Как тогда сообщили в карельском Следкоме, 16-летний подросток вечером был в гостях у своего 14-летнего друга. Он изрядно выпил и напал на подростка с ножом. Соседи, услышав крики ребенка, стали стучать в двери. Благодаря этому потерпевшему удалось выбежать из квартиры с многочисленными колотыми ранами. Нападавший проведет 4,5 года в воспитательной колонии.

Фото из Перми (Канал 360)

Что происходит с российскими школьниками? Почему они стали все чаще хвататься за ножи? Кто-то кивает на влияние компьютерных игрушек, где смерть и жизнь похожи на игру, кто-то говорит об агрессивности молодого поколения. Кто-то сводит все к цепной реакции и эффекту подражания. О подражании говорит, например, руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов, которого цитирует издание URA.RU.

Сергей Ениколопов:

- Чаще всего мы наблюдаем такую картину с самоубийцами. Случается суицид ребенка — о нем говорят в СМИ, и после возникает волна подражающих самоубийств. Поэтому случаи в Перми и под Челябинском, к сожалению, не последние — это тенденция. Плюс поклонников «Колумбайна» [американская школа, где в 1999 году два старшеклассника жестко расправились с учениками] среди подростков сейчас достаточно много — есть и группы в соцсетях, и форумы, где молодые люди обсуждают свои настоящие и придуманные обиды, и зачастую не видят иного выхода кроме мести.

С федеральным экспертом в вопросе внимания к воспитанию согласна и бывший директор лицея № 13 в Петрозаводске, депутат Петросовета Галина Васильева.

Галина Васильева:

– Конечно, трагедии, одна за другой, пугающе настораживают. Мне кажется, что это все-таки результат бестолковых реформ в образовании. В наше время очень много формализма в работе, в том числе в деятельности чиновников от образования и руководителей учебных заведений. Все сосредоточены на своих проблемах: дорожные карты, отчеты, боязнь потерять места. Всем не до детей, в том числе некоторым родителям.

В образовании сегодня есть такое современное понятие, как «присмотр за детьми». Он должен быть очень пристальным за каждым ребенком. А чтобы учитель был способен заниматься этим, надо освободить учителя, классного руководителя от бумажной рутины. Нужно серьезно работать с институтом классного руководства, несмотря на то, что семья играет важную роль.

 

О внимании со стороны родителей говорит и заведующая детско-подростковым отделением республиканского психоневрологического диспансера Ирина Макарова.

– Такое поведение может быть следствием пограничного психического расстройства, но таких случаев небольшой процент. Чаще всего у таких ЧП есть психологические причины.
Если говорить о предупреждении таких ситуаций, то в первую очередь к подросткам должно быть внимание со стороны родителей. Может быть, я сейчас говорю затасканными фразами, но в них вся суть. Должны быть нормальные здоровые взаимоотношения в семье. Подростка нужно аккуратно контролировать. Родители должны быть в курсе, чем живет ребенок: с кем он общается, чем интересуется. Относитесь ко всему адекватно, не давайте оценок, но если что-то в поведении настораживает, то обращайтесь к специалистам – психологам. Если проблемы более сложные, то всегда можно проконсультироваться с психиатром, чтобы исключить возможные расстройства.

Бывает, когда родители что-то узнают, начинается скандал, запреты, конфликт. Такая реакция только ухудшит ситуацию. Кстати, обратиться к психиатру можно анонимно и даже без ребенка: родитель может подойти получить консультацию о ситуации с подростком индивидуально.

Школа стоит на втором месте после семьи. Учителя, педагоги, социальные педагоги, психологи видят детей практически ежедневно. В каждой школе должны знать свои группы риска: туда могут входить не только дети с возбудимыми и агрессивными проявлениями, но и замкнутые, необщительные подростки. Я не говорю, что школа должна воспитывать, но отслеживать такие вещи нужно. Если что-то выходит за рамки, то необходимо встречаться с родителями и думать, что делать дальше.



Расскажите друзьям!



Все события