События

«Мы попали пальцем в эту цифру». Перевозчики рассказали, как умудрились в одно время одинаково поднять цены

31.10.2019 Илона Радкевич 3528 https://runaruna.ru/30435/

Вчера в Управлении Федеральной антимонопольной службы по РК прошло заседание, на котором представители компаний, осуществляющих автобусные пассажирские перевозки в Петрозаводске, пытались доказать, что практически одновременно повысили стоимость проезда до 32 рублей, не сговариваясь.

Напомним, что ранее УФАС РФ по РК было возбуждено дело по признакам нарушения закона о конкуренции. И вот комиссии удалось услышать, что перевозчики об этом думают. Не сложно, наверное, догадаться, что все обвинения в нарушении антимонопольного законодательства они отвергают. Более того, они уверяют, что сделали благо городу: во-первых, в троллейбусах стало ездить выгоднее, чем в маршрутках, и значит, увеличились доходы государственного предприятия, а во-вторых, эти маршрутки остались на улицах города: не повысь они летом стоимость проезда, работать бы себе в убыток никто не стал.

Одинаковые беды

Представители автотранспортных предприятий очень живо и в красках рассказывали, как едва выживали при тарифе в 28 рублей. Говорят, у них просто не осталось другого выхода: надо было либо повышать стоимость проезда, либо уходить с рынка.

— Тариф в 32 рубля позволит нам хоть как-то содержать своих водителей, свои автобусы, ремонтировать их и заправлять, — сообщил представитель «АТП-2» и «Транспортной компании» Тимур Сидоренко. - Произошел рост стоимости топлива, упал пассажиропоток. И это было обусловлено не только летним периодом. Были закрыты мосты, по которым осуществлялись пассажирские перевозки.

Кроме того, пояснил Сидоренко, много денег уходит на ремонт автотранспорта, даже если он новый:

— Пример из жизни: купили, привезли автобусы, они проездили неделю и у них все сиденья разорваны. Каждое такое сиденье стоит 2,5 тысячи, в автобусе их 21. Вот и все. У нас рисуют, у нас ножами режут.

— Вы не представляете, какое количество раз мы ходили в ФНС и нам трепали нервы по поводу зарплаты наших водителей. Они делают это правильно. Они молодцы. Но, тем не менее, зарплату подними, топливо поднялось, у нас, между прочим, НДС поднялся, — сообщила представитель ООО «АТП № 4» и «Тосноавто» Юлия Соколова. На маршрутах этих предприятий вообще экономически обоснованный тариф рассчитан в размере 54 рублей.

— Все у нас беды одинаковые, — поведал представитель ООО ТК «Паллада» Дмитрий Сафронов. — Если посмотреть динамику с 2015 года, то лично по нашему предприятию тариф поднимается примерно одинаково: на три рубля, сейчас — на 4. А год и семь месяцев мы вообще его не поднимали… Я не понимаю, почему к нам возникают вопросы, когда все дорожает, и не по нашим причинам.

Особенно умилило упоминание перевозчиков о том, что стоимость проезда в автобусах увеличилась, в том числе и потому, что эти автобусы периодически попадают в ДТП или ездят так, что люди травмируются.

—  У нас настолько ситуация обострена пробками, что водители попадают в ДТП. Еще и поэтому нам приходится ремонтировать автобусы, менять запчасти, — сообщила представитель «АТП-3» и «Автосити» Евгения Филатова. — Бывает так, что виноваты наши водители, поэтому мы несем убытки.

То, что, казалось бы, должно влиять на снижение стоимости услуги (ну, ведь очевидно, что ДТП и травмы свидетельствуют об определенном качестве перевозок), закладывается в ее цену.

«Мы готовы не поднимать тарифы»

Представитель мэрии Вячеслав Пухач, донося до присутствующих позицию администрации города по указанному вопросу, отметил, что, с точки зрения чиновников, тариф необоснован и наносит ущерб жителям города, потому что цена на проезд увеличилась, а в работе маршрутчиков ничего не поменялось. В частности, перевозчики как нарушали установленное расписание, так и нарушают.

— Рейды проводятся еженедельно, и нарушения имеются практически по всем маршрутам, — сообщил Пухач. — Нарушений много. Каждая проверка выявляет нарушения.

— Да мы вынуждены его нарушать, — признаются перевозчики.

И вообще, заявили они, «тариф не рассчитывается от качества услуг».

Но дело в том, что УФАС вообще не интересует, по какой причине перевозчики решили взвинтить цену. Члены комиссии задавали представителям автотранспортных предприятий один и тот же вопрос:

— Почему именно 32 рубля? Не 31,90, не 31, не 33. Именно 32. Причем у всех. Почему? — не один десяток раз повторял вопрос заместитель начальника карельского УФАС Константин Бабкин, пытаясь добиться от перевозчиков хоть какой-то версии произошедшего.

И вот тут, как говорится, у кого, на что хватило фантазии. Легче всего оказалось ответить на вопрос Тимуру Сидоренко. Просто он говорил первым.

—  Мы посчитали, что это минимальная стоимость, которой нам хватит на поддержание своих организаций в тонусе. Чтобы у нас не было минуса… Я не знаю про остальных.

Остальным пришлось выкручиваться: надо же было объяснить, как они со своими такими разными маршрутами и подсчетами умудрились назначить такую же цену, как и у Сидоренко.

— Мы смотрели на платежеспособность пассажиров в округе, — сообщила Юлия Соколова. — Не может пассажир платить 55 рублей, не может платить 35.

— 32 он тоже не может, — заметил в ответ на эти слова Константин Бабкин.

— Вы даже не представляете, сколько мы выслушиваем по телефону, — сообщила присутствующим начальник отдела УФАС Галина Грушакова.

— Так мы готовы не поднимать тарифы, если нам будут компенсировать выпадающие доходы, — загалдели перевозчики. — Если это социальный вид деятельности, и администрация хочет, чтобы пассажир ездил за 22 рубля, установите 22 рубля и платите нам субсидии.

— Я согласная, что пассажир не может платит 32 рубля, согласна, — призналась Юлия Соколова. — Но я коммерческая структура. У меня в уставе написано — извлечение прибыли. А у администрации нет денег. И мы находимся вот в такой ловушке: у администрации нет денег, а мы должны держать низкие тарифы.

Когда женщину попросили вернуться к сути вопроса и объяснить комиссии, почему все-таки на ее предприятиях был установлен такой же тариф, как и у конкурентов, она откровенно удивила:

— Тут не было сложной экономической модели. Мы попали пальцем в эту цифру.

А что, так можно было?

Оказывается, можно.

Представитель ООО ТК «Вираж» и ООО «ТК АвтоПассаж» Татьяна Трифонова вообще сообщила, что не должна никому ничего объяснять:

— В соответствии с законом, мы имеем право поднимать тарифы. Что-то мы нарушили своими действиями при поднятии тарифа? Нет. Поэтому никаких вопросов по обоснованию, по повышению тарифов к нам быть не может… Мы устанавливаем цену, исходя из собственных соображений.

Цены будут расти

Перевозчики говорят, что они вообще молодцы и повысили проезд в такой период времени, когда это было наиболее безболезненно для населения.

— Самые незащищенные слои населения: школьники, студенты, пенсионеры уехали. Их в принципе не было в городе, — сообщил Тимур Сидоренко.

Словно, пенсионеры и студенты, о которых они говорят, навсегда уехали из города. Им что, легче стало от того, что они почувствовали это повышение не в июле, а в сентябре?

А еще перевозчики молодцы, что тянули до последнего. Могли ведь и раньше цены поднять, а они дотянули до лета 2019-го.

— У нас много писем от администрации городского округа, от депутатского корпуса, — рассказал Тимур Сидоренко. — Нас просили не поднимать стоимость проезда. И это действительно социально важное направление. Поэтому эта тема всегда обсуждалась с администрацией города.

— В 2018-м мы ездили ниже того, что мы могли себе позволить, по просьбе администрации, — поддержала коллегу и Юлия Соколова. — Нас просили делать это в течение года. Мы это делали. Потом у нас окончательно упал пассажиропоток, потому что у нас наступило лето. И мы подняли тариф. Никаких заговоров здесь не было. Мы ездим ниже экономически обоснованного тарифа. Что говорит о том, что мы не наносим вред ни конкуренции, ни потребителям.

Под конец совещания представители УФАС ознакомили перевозчиков с нормой закона, согласно которой тот из «заговорщиков», кто придет и первым признается в нарушении антимонопольного законодательства, ну и, соответственно, «сдаст» коллег по цеху, от административной ответственности будет освобожден. Теперь ждем, найдется ли такой.

Расскажите друзьям!