Фото: pikabu.ru
Жизнь

Эксперты рассказали, как обнаружить завышенную «коммуналку» и куда жаловаться на жадные управляющие компании

10.07.2019 Руна 4469 https://runaruna.ru/28824/

«Руна» уже писала о том, что с 1 июля в очередной раз официально повышены тарифы на коммунальные услуги. Сегодня мы подготовили несколько советов, как уличить управляющие компании и поставщиков услуг в неправомерном завышении платежей.

Вот, что рекомендует эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин.

Узнаем индекс

Прежде всего обратите внимание на порог допустимого повышения тарифов для вашего региона. Они могут отличаться, в одном крае или области можно увеличивать платежи только на 2%, а в другой, например, на 4%. Тут есть обидный нюанс. В одном регионе для маленьких городов и других населенных пунктов, где ресурсы дорогие, он может составлять 10−15%, а в больших не дотягивать до регионального. Если среднее значение по региону не превышает установленный порог, формально закон соблюден. Индекс, установленный распоряжением правительства Российской Федерации для Республики Карелия, составляет 2,4%. Контролировать соблюдение предельных индексов должна Федеральная антимонопольная служба.

Правильно сравниваем

В каждом месяце потребление тепла, воды и электричества может отличаться, поэтому сравнивать надо не с прошлым месяцем, а с июлем предыдущего года. Кроме того, надо сопоставлять не конкретные суммы, а тарифы, указанные в платежке. Их суммарное повышение не должно превышать допустимый для населенного пункта индекс. Обратите внимание, что повышение сумм в квитанциях допустимо далеко не во всех строчках. Повышение с 1 июля затрагивает только коммунальные ресурсы, а значит, повышать жилищные никто не имеет права. К ним относятся уборка помещений, текущий ремонт и т. д.

Ищем то, что скрыто

Чаще всего завышение платежей прячется в тратах на общедомовые нужды (ОДН). К примеру, поставщики ресурсов выставляют платежи за потребленные внутри квартиры ресурсы и за общедомовые по разным тарифам. Такие случаи были выявлены в начислении платежей за горячую воду. При этом управляющие компании не спорят с такими счетами, а просто выставляют их собственникам в надежде, что те не заметят завышения и просто заплатят выставленные суммы. Это незаконно, и у собственников есть право требовать перерасчета.

Вычисляем «двойников»

Времена двойных квитанций миновали, но управляющие компании это не смущает. Они частенько начисляют платежи за те услуги, которые уже оплачены по строке «содержание общедомового имущества». Например, в квитанции вдруг отдельной строкой появляется оплата домофона или та же уборка подъездов. Проверить, нарушает ли УК права собственников квартир, можно, изучив договор с управляющей компанией. Он должен быть на руках у каждого собственника, но если его нет, то обычно он размещен на сайте обслуживающей дом организации. Если в договоре указано, что плата за домофон уже входит в содержание общедомового имущества, а в платежке она вынесена отдельно — это нарушение.

При малейшем сомнении в правильности начисления платежей следует обращаться в органы государственного жилищного надзора, которые обязаны провести проверку. А если и заключение Госжилинспекции не вызывает доверия, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Именно ФАС призвана контролировать соблюдение предельных индексов.

Подготовлено по материалам «Российской газеты».

Расскажите друзьям!

Все события