Фото: zen.yandex.ru
События

Как вернуть деньги за невозвратные билеты на самолет?

02.07.2019 Руна 5071 https://runaruna.ru/28660/

В свете запретов на полеты в Грузию эта информация очень актуальна. Впрочем, вернуть невозвратный билет может понадобиться и в другой подобной ситуации. Не первый раз россиянам запрещают летать в другие страны.

Итак, если возврат билетов вынужденный, то согласно части 2 статьи 108 Воздушного кодекса перевозчик обязан вернуть клиенту все уплаченные за билет деньги.

В случае с Грузией, например, куда полеты запрещены с 8 июля, возрат билетов с вылетом до этой даты не считается вынужденным (то есть он не продиктован отменой рейса). В этом случае права пассажира регулируются частью 1 статьи 108 Воздушного кодекса. Если тариф, по которому куплен билет, предполагает его возврат, то авиакомпания вернёт пассажиру всю сумму (кроме фактически понесённых издержек- оплата бронирования и прочее). Но это правило распространяется на случаи, если клиент уведомил компанию об отказе от полёта не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс. Если же отказ произойдёт позднее этого срока, то авиакомпания имеет право взыскать с пассажира неустойку в размере до 25 процентов стоимости билета и суммы фактически понесённых расходов перевозчика. Уплаченная провозная плата не возвращается пассажирам, которые решили вернуть билеты после окончания регистрации на рейс.

Владельцам невозвратных билетов при отказе от полёта деньги, заплаченные по тарифу, не возвращаются — только суммы, которые не были потрачены в пользу иных организаций (например, аэропортовый и топливный сборы).

Полный возврат оплаты за невозвратные билеты Воздушный кодекс РФ разрешает в следующих ситуациях:

— Если заболел член семьи или ближайший родственник потенциального пассажира.
— Смерть члена семьи гражданина, купившего билет.
— Неосуществление авиаперевозчиком обязательств с его стороны. Такими обязательствами признаются:
полная отмена рейса, непосадка пассажира на оплаченный рейс, задержка рейса на продолжительное время и связанное с этим опоздание на стыковочные рейсы или на другие мероприятия.

Все причины, по которым требуется сдать невозвратный билет на самолет, должны иметь соответствующее подтверждение. При отказе от вылета по вине перевозчика, следует обязательно взять у представителя компании соответствующие справки или потребовать особой отметки в билете.

Перевозчики обязаны информировать клиентов об условиях и порядке возврата билетов ещё до его покупки. У каждой авиакомпании на сайте также есть разделы с инструкциями и онлайн-сервисами по возврату билетов. Чтобы воспользоваться ими, обычно требуется ввести номер бронирования и личные данные пассажира, которые указывались при покупке билета. Деньги возвращаются по тому же каналу, по которому клиент их перечислял. То есть если оплата была банковской картой, то и деньги будут возвращены на этот счёт. Срок возврата денег составляет десять дней, более точные условия указаны на сайтах авиакомпаний.

Роспотребнадзор и Ростуризм разъясняют: россияне, которые купили турпутёвки в Грузию, с 21 июня (уже с того момента, как стало известно о том, что полеты будут запрещены) имеют «безусловное право требовать расторжения договора или изменения его условий».

Требуя изменить или расторгнуть договор, заключённый с туроператором, следует ссылаться на Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Статья 10 этого закона устанавливает, что стороны договора имеют такое право «в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора».

В данном случае к существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре, а также изменение сроков совершения путешествия (в случае если туроператор перенесёт тур на более ранний срок или сократит его длительность).

Требуя изменить или расторгнуть договор, заключённый с туроператором, следует ссылаться на Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Кроме закона о туристской деятельности, расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств регламентирует статья 451 Гражданского кодекса. Согласно ей, изменение обстоятельств признаётся существенным, «когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях».

Статья 14 закона о туристской деятельности регламентирует обеспечение безопасности путешественников. Благодаря ей клиент имеет право потребовать в судебном порядке расторгнуть договор с туроператором, если в стране, куда запланирована поездка, возникла угроза безопасности жизни, здоровья и имущества туристов.

В данном случае это основание может быть обосновано заявлением МИД от 21 июня с рекомендацией воздержаться от поездок в Грузию.

При расторжении договора в таком случае туристу возвращается полная стоимость оплаченной путёвки.

Невозвратные авиабилеты в нашей стране появились в 2014 году благодаря специальным поправкам в Воздушный кодекс РФ. С тех пор пассажиры могут выбирать между более дешевыми тарифами, рискуя при этом остаться без денег в случае смены планов, и более дорогими возвратными билетами.

Расскажите друзьям!

Все события