Фото Людмилы Корвяковой. Группа vk.com/netoptz
События

«Я бы назвал это вызовом». Олег Липовецкий о своем новом спектакле в Петрозаводске «Бременские музыканты»

17.06.2019 Руна 6382 https://runaruna.ru/28393/

Ну, вот и дождались! Наш земляк, номинант «Золотой маски» режиссер Олег Липовецкий, наконец, ставит большой спектакль в Петрозаводске. Не в Ульяновске или Стерлитамаке, не в Москве или Лесосибирске, не в Новосибирске и не в Нижнем Новгороде, где уже несколько лет с успехом идут поставленные Липовецким спектакли, а в родной Карелии. Причем что совсем неожиданно, постановка осуществляется не в привычном для него драматическом театре, а в Музыкальном. Итак, 27 июня в Музыкальном театре Карелии состоится премьера мюзикла «Бременские музыкантов».

— Олег, почему? Почему мюзикл? Почему «Бременские»? Почему сейчас? И вообще, что это будет — калька с мультфильма или нечто совершенно самостоятельное?

— Музыка и тексты песен останутся те же, что и в знаменитом мультфильме, только аранжировка чуть изменится. Ведь песни эти прекрасны, да и сам мультфильм смело можно назвать культовым. В свое время был даже целый скандал в Союзе композиторов. Об этом даже «Википедия» пишет: Наталья Сац возмущалась, мол, как так, почему пластинки хорошего композитора Хренникова выходят тиражом, условно говоря, три миллиона экземпляров, а пластинок с «Бременскими музыкантами» за два года вышло 28 миллионов! Заслуженный деятель искусств композитор Ростислав Бойко вообще заявил, что нужно запретить эту «марихуану для детей». Так и называл: «марихуана для детей». В общем, с мультфильма все началось. Потом была пластинка, а затем уже появилась пьеса для театра. Мне изначально эту пьесу и предложили. Однако, когда я ее прочел, мне показалось, что она устарела. Она словно бы написана вне времени, язык ее звучит архаично. Мультфильм же до сих пор остается совершенно современным.

— Как это? Объясни. Он же сделан, если не ошибаюсь, в 1970 году.

— Даже в 1969-м. Но, когда смотришь его, попадаешь в контекст того времени. В мир хиппи. На земляничные поляны. Там же персонажи даже срисованы с западных звезд той эпохи. В общем, я представил, что было бы, если бы события «Бременских музыкантов» происходили сейчас, и написал свою пьесу, сохранив все сюжетные ходы, но изменив предлагаемые обстоятельства. Иными словами, я предложил героям те обстоятельства, в которых мир живет сегодня.

— А в каких таких обстоятельствах живем мы сегодня?

— Встречный вопрос. О чем «Бременские музыканты»?

— Так о любви. Разве нет?

— Это история, конечно, про любовь, но не просто про любовь, а в первую очередь про свободу. Про свободу выбора. Король не хочет, чтобы его дочь стала артисткой. Чтобы она занималась музыкой. А музыка всегда считалась территорией свободы. Помнишь же строки оттуда: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы… Нам любые дороги дороги». Дорога — это движение. Движение, а не застой. Мультфильм был сделан в 1969 году — это конец хрущевской оттепели и возвращение к реакции, к тоталитарному строю.

— Это же твой первый опыт работы в Музыкальном театре. Были ли трудности?

— Были. Я бы назвал это вызовом. Но не знаю, у кого больше трудностей: у меня или у актеров. Опера — это технологически другой вид искусства, имеющий мало общего и с драмой, и даже с мюзиклом. Главное выразительное средство оперного артиста — музыка. А актерскому мастерству при обучении оперных артистов уделяется очень мало места. Но всё же зритель ходит в театр, чтобы получить комплексное впечатление, потому театр и синтетическое искусство, которое вбирает в себя все выразительные средства искусства. Иначе люди бы надевали наушники дома и слушали в кресле прекрасную музыку, причем в самых идеальных вариантах исполнения. Так что можно сказать, что в нашей с артистами работе очень много педагогики. Я учу их — они учат меня. Это очень интересный опыт. Мне кажется, что мы нашли с труппой контакт, актеры осваивают новый для них способ существования.

— Ты приехал сюда со своей командой?

— Над спектаклем со мной работают мой постоянный соавтор, прекрасный художник Яков Каждан, хореограф — педагог Вагановского училища Александр Любашин, художник по свету — главный художник театра «Ленком» и Электротеатра Станиславского Евгений Виноградов и руководитель музыкального ансамбля петрозаводчанин Вадим Ямпольский.

— Ансамбля? А как же оркестр Музыкального театра?

— Партитура была написана для Музыкального театра, но я категорически возражал, так как считаю, что в этом спектакле должно быть другое звучание. Звучание площади, а не оркестровой ямы. Поэтому у нас ансамбль будет прямо на сцене. Гитара, бас-гитара, клавиши, барабаны, скрипка, труба и саксофон. Музыканты петрозаводские. У нас в городе очень много замечательных музыкантов. А какой фантастический в Музыкальном театре завпост — Кадрия Биккинеева! Как отлажено работают цеха! Такое в Москве-то далеко не всегда встретишь. Во многих театрах цеха работают через силу, режиссерам и художникам приходится контролировать каждый их шаг, а тут не успеваешь обозначить задачу, а все уже сделано и сделано прекрасно. Все от бутафоров до пошивочного цеха и сварщиков работают так, что это вызывает искреннее восхищение. Видно, что люди любят свою работу.

Расскажите друзьям!

Все события