Фото: СК РФ
Жизнь

«Ну кому он нужен!» Sukhoi Superjet 100: скандалы и катастрофы

06.05.2019 Руна 4392 https://runaruna.ru/27610/

Трагедия, произошедшая 5 мая в Шереметьево, стала второй катастрофой самолетов Sukhoi Superjet 100 с человеческими жертвами. Однако в небольшие аварии SSJ-100 за последние восемь лет попадал не менее 25 раз.

Напомним, пассажирский самолет, следовавший из Москвы в Мурманск, загорелся при аварийной посадке. На этот час подтверждена гибель 41 человека.

Как только стало известно, что в пожаре погибли люди, возник вопрос о продолжении полетов самолетов Sukhoi Superjet 100. Об этом, в частности, заявил зампредседателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Михаил Романов. Депутат направил запросы в Росавиацию и Ространснадзор, сообщает «Интерфакс».

— До завершения расследования и полного технического обследования всех самолетов серии будет правильным отменить все рейсы самолетов Sukhoi Superjet 100, — сказал Романов журналистам.

Однако глава Минтранса Евгений Дитрих сообщил, что ведомство не видит оснований для приостановки полетов Sukhoi Superjet 100. В частности, один из лайнеров этой серии в понедельник вылетел в Якутию по расписанию.

Между тем на сайте Change.org появилась петиция с требованием полностью прекратить эксплуатацию данных самолетов в России.

— Не хочется быть мясом, хочется спокойствия, — пишут ее инициаторы.

На момент публикации материала свои подписи под петицией оставили почти 7 тысяч человек.

«Руна» собрала факты о Sukhoi Superjet 100 и предоставляет читателям право самим решать, как относиться к этим самолетам.

Не оправдал надежд

SSJ-100 часто позиционируют как надежду отечественного авиапрома. Это первый самолет, который был создан в нашей стране после распада Советского Союза. Однако проект оказался технически не слишком удачным и, как следствие, не стал коммерчески успешным, пишет Znak.com.

Разработкой SSJ-100 занимались ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и иностранные компании, такие как Boeing и Snecma. Презентация лайнера состоялась в 2007 году в Комсомольске-на-Амуре, а регулярные поставки самолета начались в 2011-м. Предполагалось, что к 2014−2015 годам будет выпущено не менее 350 самолетов. Сейчас в мире есть лишь около 180 воздушных судов этого типа.

Фото: aviation21.ru | Цех сборки фюзеляжа Суперджет 100

Больше других Sukhoi Superjet 100 сейчас использует «Аэрофлот» — 50 лайнеров из 150 заказанных. 15 самолетов есть у авиакомпании «Ямал», 10 принадлежат «Газпром авиа», по 8 — компаниям «Азимут» и «ИрАэро», еще 5 лайнеров — у «Якутии» и несколько у ФГБУ «Специальный летный отряд Россия» и МЧС России.

На зарубежных рынках SSJ-100 приживается с трудом. Крупнейшим эксплуатантом считается мексиканский авиаперевозчик Interjet. Сейчас у авиакомпании контракт на 30 самолетов, 22 из которых ей уже поставлены. Но перевозчика не устраивает качество послепродажного обслуживания самолетов, и в Interjet рассматривают возможность отказа от российских лайнеров.

В конце 2018 года бельгийская компания Brussels Airlines заявила, что хочет отказаться от SSJ-100 из-за постоянных поломок. В начале 2019 года с аналогичным заявлением выступила ирландская CityJet.

Скандалы


Первый из них грянул в 2010-м. Тогда многие СМИ со ссылкой на прокуратуру сообщали, что свыше 20 работников завода в Комсомольске-на-Амуре, участвовавших в сборке SSJ-100, использовали поддельные дипломы о высшем образовании, чтобы получить повышение и прибавку к зарплате. Служба безопасности предприятия провела собственную проверку и действительно выявила еще 50 фальшивых документов о высшем образовании. Впрочем, руководство завода заявило, что «на всех ключевых позициях в технических службах работники с нормальными дипломами».

Как только SSJ-100 начали поставлять авиакомпаниям, у перевозчиков возникло к самолетам множество претензий. По данным «Известий», только в 2012 году на этот тип лайнера в «Аэрофлоте» пришлось порядка 40% всех инцидентов, связанных с отказом авиатехники.

В 2017 году гендиректор Interjet Хосе Луи Гарза жаловался на проблемы с двигателями, запчастями и обслуживанием. Четыре SSJ-100, приобретенные компанией в 2013—2015 годах, пришлось вывести из эксплуатации и пустить на запчасти.

В 2018 году авиакомпания «Якутия» уведомила о проблемах в графике летнего сезона из-за нехватки двигателей в силу высокой стоимости и продолжительности их ремонта.

avsimrus.com | Суперджет 100 авикомпании «Якутия»

Постоянные поломки SSJ-100 и долгая поставка запчастей приводили к тому, что самолет слишком много времени проводит на земле, проигрывая конкурентам. Например, в 2017 году средний налет SSJ-100 составил 3,3 часа в сутки, а у Airbus 320/321 и Boeing 737 — порядка 10 часов.

SSJ-100 так и не вышел на самоокупаемость, и шансов на то, что он когда-нибудь окупит инвестиции, почти нет. Сейчас Superjet живет в основном за счет государственной поддержки.

Катастрофы и аварии

В 2011—2012 годах аварийные ситуации с лайнерами SSJ-100 возникали восемь раз — в Нижнем Новгороде, Москве, Казани, Минске. Помимо проблем с шасси в данных случаях сообщалось о частичной разгерметизации салона и неполадках в системе кондиционирования.

Самой крупной катастрофой до 5 мая считалось крушение лайнера, которое произошло в Индонезии во время демонстрационного полета 9 мая 2012 года. Лайнер врезался в склон горы Салак, погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причиной Ч П стала ошибка пилотирования.

Фото: SCANPIX | Место падения SuperJet-100

21 июля 2013 года в аэропорту Кефлавик (Рейкьявик, Исландия) в ходе сертификационных испытаний предсерийный экземпляр Sukhoi Superjet 100 приземлился с убранными шасси. На борту находились пять человек, один человек получил незначительные травмы. У самолета был поврежден правый двигатель. После ремонта самолет продолжил полеты.

В 2013—2015 годах аварийные посадки SSJ-100 также совершали в Хабаровске, Челябинске, Анапе, Одессе и два раза в Москве. Проблемы возникали со створками шасси, также происходило заклинивание стабилизатора хвостового оперения, в Одессе у лайнера отказал двигатель.

В 2016 году самолеты вынужденно сажались в аэропортах Якутска (5 декабря), Набережных Челнах (21 ноября), Владивостока (3 сентября), Омска (27 июля). У лайнеров не срабатывали датчики закрылок, стоек шасси или экипаж получал сигнал о других технических неисправностях

10 октября 2018 года Superjet 100 авиакомпании «Якутия», следовавший из Улан-Удэ в Якутск, при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Жертв не было, четверо пассажиров обратились за медпомощью. Самолет получил значительные повреждения фюзеляжа, стоек шасси и двигателей, в результате чего был списан.

sakhaday.ru | Якутский инцидент с Суперджет 100

Кроме этого случая в 2018-м инциденты происходили 12 октября и 7 февраля в Шереметьево, 12 июля в Подмосковье и 18 июня в Барнауле.

В этом же году году BBC писала, что в авиакомпании «Аэрофлот» SSJ-100 называют самым аварийным из имеющихся самолетов.

В 2019-м году самолеты этого типа 13 марта и 9 февраля вынужденно приземлялись в Шереметьево. В первом случае — из-за треснувшего лобового стекла, во втором — из-за неисправной гидравлики.

Потерпевший катастрофу самолет


Самолет с бортовым номером RA-89 098 выполнил первый полет 21 июня 2017 года, в том же месяце был передан заказчику — «Аэрофлоту» и получил имя башкирского поэта Мустая Карима, пишет ТАСС. Начал выполнять регулярные рейсы с 27 сентября 2017 года.

Как пишет «МК», самолет вызывал нарекания у пассажиров неделю назад. Тогда он выполнял рейс в Екатеринбург. Одна из пассажирок рассказала журналистам, что борт был выставлен на рейс в последний момент — за сутки «Аэрбас» заменили на «Суперджет».

— Не знаю, норма ли это для самолетов, но ранее никогда такого я не встречала. Когда самолет начал движение и поехал на взлетную полосу, начался слишком громкий «визг» и шум. При взлете в самолете сильно пахло гарью. Не знаю, с чем это было связано, — рассказала пассажирка.

До 5 мая 2019 года серьезных происшествий с ним не регистрировалось. Авария в Шереметьево стала первой для «Аэрофлота» за последние 11 лет, которая унесла человеческие жизни.

«Ну кому он нужен?»

Рунет, стараниями российских парламентариев, помнит уже далеко не все, но в Сети сохранились высказывания спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о Sukhoi Superjet 100, сделанные всего лишь в 2018 году:

— Этот Superjet 100 сделали, ну кому он нужен? Он не годится для региональных перевозок, он ни для чего не годится. «Аэрофлот» говорит: «Купили, стоит у борта». За рубеж никто не покупает. Денег сколько закачано? Вы знаете, сколько денег закачано?

Что дальше?

Пресс-секретарь президента Р Ф Дмитрий Песков заявил, что приостановка эксплуатации Sukhoi Superjet 100 не является прерогативой главы государства.

 — Это могут делать только специалисты и специальные авиационные органы РФ. Мы знаем, что пока каких-либо решений на этот счет не принималось. Кроме того, нужно дождаться официальных заключений комиссии относительно того, что именно стало причиной этого авиационного происшествия, — цитирует ТАСС представителя Кремля.

А представитель авиакомпании «Ямал» заявил журналистам, что перевозчик не планирует усиливать меры безопасности при выполнении рейсов на самолетах Sukhoi Superjet 100 и ограничивать полеты после катастрофы авиалайнера этой модели в аэропорту Шереметьево до выяснения причин случившегося.

Расскажите друзьям!

Все события