События

Сельские учителя Карелии рассказали, при каких условиях согласятся на оптимизацию

22.02.2019 Руна 3377 https://runaruna.ru/26417/

Ассоциация сельских школ Карелии опубликовала документ по итогам круглого стола, который прошел в Петрозаводске в начале февраля 2019 года. В заявлении члены профессионального сообщества выдвинули свои предложения, которые должны изменить систему школьного образования в малокомплектных сельских школах. Полный текст документа можно прочесть в интернет-газете «Лицей».

Члены ассоциации подчеркнули, что «понимают и поддерживают саму идею необходимости преобразований системы образования» на селе. В то же время реформы не должны ухудшить условия учебы для детей, но способствовать развитию сельской образовательной организации.

Основным предложением от педагогов стал мораторий на любые действия по реорганизации сети сельских школ в Карелии. Запрет предложено закрепить не менее чем на год. За это время эксперты требуют «провести комплексный анализ образовательной ситуации» в районах с учетом уже принятых решений и программ.

«В предложенном варианте проявляется межведомственная разобщенность и несогласованность действий. Например, в поселках, где предложено ликвидировать школы, возводятся ФАПы, или предлагается закрыть школы, в которые за последние годы вложены серьезные средства регионального бюджета», — указывает ассоциация в письме.

Эксперты предложили ряд законодательных инициатив, которые будут охранять права жителей села на образование рядом с домом. Речь прежде всего идет о дошкольниках. В районах Карелии нередко к малокомплектной школе присоединен детский сад, который в случае ликвидации образовательного учреждения тоже рискует исчезнуть. Чтобы избежать подвоза уже воспитанников детских садов, который требует больших вложений, ассоциация рекомендовала разработать нормативы для финансирования дошкольных малочисленных групп. Не исключается возможность других форматов — групп присмотра и семейных детских садов.

«Предложить муниципалитетам субсидии на приобретение или ремонт помещений, в которых можно было бы осуществлять присмотр и уход за детьми в группах численностью 3−5 детей. Предусмотреть через службы занятости меры поддержки для безработных, желающих осуществлять присмотр и уход за детьми или вести образовательную деятельность по программе дошкольного образования в семейных группах».

Предложения участников круглого стола «Вопросы и проблемы развития системы образования в сельской (негородской) местности Республики Карелия»

Кроме того, в письме рассматривают вариант изменений в нормативных актах, которые регулируют финансирование школ. Если сейчас на одного ребенка выделяются одинаковые суммы, то эксперты предлагают увеличить этот норматив для детей из сел. В таком случае превращение маленькой школы в филиал более крупного образовательного учреждения станет выгодным решением и послужит еще одним доводом в сохранении сельских школ.

Также ассоциация рекомендовала правительству отказаться от автобусов ПАЗ и ГАЗ, которые обычно подвозят детей до школ в соседних населенных пунктах. По мнению сельских педагогов, эти марки «очень неудобны», так как «часто выходят из строя, неэкономичны по расходу топлива, корпус поддается коррозии через три-четыре года при нормативном сроке службы 10 лет».

«Оборудование, ограничивающее скорость движения, не позволяет автобусу преодолевать подъемы на дорогах», — уточняют педагоги.

В документе также прописан ряд рекомендаций по курсам обучения для педагогов, развития программ поддержки сельских учителей и форм обучения. Это позволит детям из малокомплектных школ получать полноценное образование, соответствующее современным образовательным стандартам. Речь идет, к примеру, о программах «Мобильный учитель» и «Дистанционное обучение», которые пока не проработаны ни с юридической точки зрения, ни с финансовой стороны.

Расскажите друзьям!