Жизнь

Минобр Карелии сам себя высек за предложенную оптимизацию школ, но вину сложил на учителей: «А лучше вы что-нибудь предложили?»

08.02.2019 Ася Кошелева 8058 https://runaruna.ru/26169/

В Петрозаводске сегодня прошел седьмой День сельских школ. Представители образовательных ведомств, Министерство образования, а главное, учителя и руководители из районных школ собрались в здании Дома профсоюзов, чтобы обсудить планы правительства Карелии, согласно которым многие образовательные учреждения в деревнях и небольших населенных пунктах подлежат закрытию.

Начавшийся интеллигентно разговор постепенно перерос во взаимные упреки чиновников и преподавателей, которые категорически отказались принимать планы правительства закрыть часть школ и возить сотни детей за десятки километров на занятия.

Первыми слово взяли представители властей. Специалисты управления развития образования сообщили педагогам о старте национального проекта «Цифровая образовательная среда», в рамках которого сельским школам Карелии проведут высокоскоростной Интернет, а также позволят формировать индивидуальные планы для учеников. Сгладить неизбежный конфликт с директорами и педагогами попробовали новостью о строительстве 15 новых сельских школ до 2024 года, а также суммой в 14,5 миллиона рублей, которые республика получит в 2019 году на создание той самой цифровой среды в семи экспериментальных школах. Кто попадет в эту семерку, пока неизвестно.

Эти слова логично породили вопрос от председателя Ассоциации сельских школ Татьяны Танцевой, попадет ли в этот список хотя бы одна малокомплектная школа. На что, не выдержав уже растущего к тому моменту градуса общения, представитель управления развития образования сгоряча ответила: «Ну вы сами-то понимаете, что в малокомплектные школы сейчас нет смысла размещать такие деньги! Кто на этой технике будет работать?». Так, сладкая конфета про деньги и новые школы превратилась в горькую пилюлю, опустившую всех с небес на землю.

Активное участие в сегодняшнем круглом столе принял старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики Санкт-Петербурга Андрей Юсупов, который несколько дней назад записал видеообращение, в котором рассказал о ситуации в своей родной школе поселка Ряймяля Питкярантского района. Юсупов сейчас занимается робототехнической кибернетикой, поэтому его вопросы к властям в основном касались слов о «суперсовременных школах», которые обещают открыть в замен закрытых деревенских.

Андрей Юсупов:

— Что такого есть в суперсовременном здании, чего нет в Ряймяльской школе? Что такого суперсовременного есть в оборудовании? Передо мной лежит мобильный телефон — это же концентрация всех технологий — космос, плазма, микроэлектроника… Так что такого сегодня может поставить в современную школу [кто-то], чего нельзя сделать в деревне Ряймяля?

Свою позицию представили и авторы проекта оптимизации — карельское Министерство образования. Как всегда, за все ведомство отдувалась заместитель министра Татьяна Васильева. Чиновница признала, что их вариант решения проблем сельского образования «плох», «никуда не годится» и даже «бесчеловечен», как до этого заявил петербуржец Андрей Юсупов, сравнивая закрытие школ в деревнях с забором здоровых органов у тяжелобольного человека. Однако кто из вас предложил что-то лучше, подытожила Васильева.

Заместитель министра образования Карелии Татьяна Васильева:

— Плохо то, что предложило Министерство образования. Неприемлемо ни с какой позиции. Не поддается никакой критике то, как это было организовано. Все принимаю. Но в 2016−2-17 годах вы все (я сейчас говорю про руководителей учреждений) были на семинарах, организованных Министерством образования в каждом муниципальном образовании, где эти вопросы поднимались на уровне педагогической общественности. В 2018 году никаких разумных — да вообще никаких! — предложений реальных мы не увидели. Поэтому внесли свои предложения. Вы можете к ним относиться как к неправильным, бесчеловечным, абсолютно неэффективным — ваше право, право общественности, право людей. Я готова услышать те предложения, которые вы внесете.<> Сохранять — мы и так сохраняем то, что есть. Нам об этом говорить не надо. Но мы видим результат — он неэффективен. Поэтому предлагаю говорить, как в этих условиях мы будем говорить о развитии.

По итогам Дня сельской школы в Петрозаводске его участники должны будут предложить свой план выхода из того положения, в котором сегодня оказались дети в маленьких населенных пунктах. Обсуждать современные технологии, как точно отметила общественница из Заонежья Валентина Сукотова, можно, если малокомплектные школы еще будут существовать. Сейчас же их существование остается под вопросом. Одной из основных проблем участники назвали законы, которые не позволяют применять свои нормы к небольшим деревенским школам и требуют от них соблюдения тех же принципов, что и от крупных городских учреждений. К примеру, сельская школа должна устанавливать дорогостоящее видеонаблюдение и обносить территорию забором, хотя мимо здания в час проходит не больше двух человек местных.

У педагогов возникли вопросы, что будет с их коллегами, которые сейчас работают в ликвидируемых школах, и кому уйдут здания. По мнению учителей, кроме как для учебных занятий они ни для чего непригодны.

— Через два года от них останутся руины. Это что, хозяйственный подход, экономика? — возмутились участники.

Еще несколько печальных фактов рассказали сельские учителя о подвозе детей — мере, которая на фоне переезда в интернат выглядит максимально гуманно. Истории были похожи одна на другую: всех учеников привозят намного раньше начала уроков, а возвращают домой позже, чем заканчиваются занятия. Плохие дороги тоже не ускоряют процесс. Так, в Видлице дети вместо расчетных 40 минут едут до школы час двадцать. Подвоз занимает столько времени, что учебный день длится дольше рабочего.

— Давайте думать комплексно и о том, что дети должны получать образование не кусочками: они приехали, отсидели уроки — уехали. Дети спят на скамеечках после того, как из привезли в 7:30 утра в школу и досыпают там.

Эмоциальное выступление вызвало овацию у присутствовавших педагогов и скепсис у чиновников. Татьяна Васильева с нескрываемым упреком задала выступавшей вопрос: «И что вы предлагаете?» и, не получив мгновенного ответа, покинула круглый стол, пообещав выслушать все варианты позднее.

Расскажите друзьям!

Все события