Фото: vk.com/scandream
Жизнь

«Мы научились делать все сами, хуже нам никто не сделает». Hollywood по-карельски: кинематографисты республики ждут федеральных денег и верят, что чиновники искусство не испортят

15.05.2018 Руна 286 https://runaruna.ru/18922/

Карельский кинематограф не только существует как вид, но и развивается. Многие годы мы время от времени слышали только о короткометражных фильмах, сделанных на коленке. Поэтому само сочетание слов «карельский кинематограф» звучит отстранено от реальности и необычно. Но, судя по настойчивости и упорству местных режиссеров, к нему придется привыкать.

Пару лет назад сложно было представить, что кинематограф как направление займет важную нишу в жизни республики. К каждой короткометражке относились как к неведомому чуду. А тут сразу два режиссера сняли полноценные ленты: Владимир Рудак в 2016 году представил фильм «Ананас», а Иван Кульнев в 2017-м — картину «Последний романтик». Обе ленты попали в прокат в Петрозаводске, «Ананас» оценили на международном фестивале и здесь, в России, затем картины появились в популярном онлайн-кинотеатре ivi.

Дальше семимильными шагами: создание школы кинематографистов, карельского Союза кинематографистов, чего в принципе никогда не было, своей студии. С таким багажом режиссеры обратились к чиновникам. И вот уже одобрямс губернатора на рабочую группу по развитию этой сферы в регионе. Мы привыкаем слышать о местном кино и его создателях. Пока диковато, ощущение, что речь идет о невиданном зверьке. Чтобы разглядеть его получше и узнать, куда движется кинематограф в Карелии, поговорили с режиссером, оператором и председателем республиканского Союза кинематографистов Алексеем Бабенко.

— Леша, зачем творческим людям понадобилась рабочая группа при главе региона? Без людей в галстуках фильмы снимать не получится?

— Эта рабочая группа будет создавать дорожную карту, то есть некую схему развития кинематографа, растянутую во времени. Первое, что нам надо, — это законодательная база. Нам нужно принять закон о кино, который будет регламентировать работу кинематографа в Карелии. Для чего все это? Чтобы сюда дошли федеральные деньги, которые выделяются на производство фильмов. В группу должны войти представители туризма, министерства экономики, специалисты по профориентации. Такая кооперация сил нужна, чтобы кинематограф проявлял себя. Например, у нас есть люди, способные сооружать целые корабли для фильмов. А сами киноленты можно делать так, чтобы люди захотели приехать в наш край. Это уже привлечение туристов. Все связано. Поэтому такая рабочая группа нужна, чтобы она проработала все эти вопросы и выдала какие-то решения.

Алексей Бабенко (справа) с оператором Сергеем Астаховым

— Ты упомянул закон о кинематографе. Зачем он нашему региону?

— Он нужен, чтобы регламентировать работу в этой сфере. Кинематография — достаточно сложный вид деятельности, который нуждается в определенной поддержке. Новый закон как раз призван регламентировать господдержку. Сейчас без этого документа власти никак не могут поддержать кинематографию и работать в области кинематографии. Во многих регионах такой закон существует. Мы получим инструмент, на основании которого сюда можно приводить федеральные деньги.

— Почему именно сейчас? Не год назад, не два? Что изменилось в карельском кинематографе, что ему понадобилась помощь от властей?

— Я это называю: мы распахали почву и заложили в нее зерна. Нужна вода, чтобы пошли всходы. Пока мы могли работать сами, мы создавали все предпосылки. Мы понимали: приходить просто с идеями «Нам что-то нужно, помогите» не имело смысла. Надо было создать предпосылки. Поэтому сначала мы прошли весь путь сами, сняли фильм полнометражный, показали его на фестивалях на разном уровне. Теперь мы уже не просим, мы предлагаем. Мы не говорим: «Дайте нам», мы говорим: «Смотрите, у нас есть, и это мы можем дать вам в области трудоустройства, в области профориентации, обучения». Теперь есть готовые решения, которые нужно просто поддержать.

— Нет опасений, что чиновники только все испортят? Придут на красивое поле и затопчут?

— Такого момента не будет, потому что кино возможно создавать только в тесном сотрудничестве творцов и правительства. Мы уже научились делать все сами, и хуже нам никто не сделает. Могут только помочь. Мы выгодны им. Кино — это технология, понимаешь? Кино опирается на специалистов, а эти специалисты мы. Мы местные, мы знаем, как это развивать. Поэтому я не вижу здесь рисков, что будет хуже. Губернатор говорил о преференциях определенных, о налоговых льготах, связанных с кинематографом, о поддержке, о помощи. Нам самое главное, что из уст губернатора это прозвучало. И мы надеемся, это станет сигналом к тому, что нас тут поддержат. Свои успехи мы презентовали и получили оценку. Своего рода экзамен. Губернатор поставил нам пятерку, причем твердую и с плюсом. Что накладывает свои обязательства, нужно соответствовать. Кредит доверия определенный.

Алексей Бабенко за работой

— Насколько я понимаю, у Союза кинематографистов много планов. Например, создать карту мест, где можно снимать фильмы в Карелии.

— Да, этот проект мы прорабатываем совместно с Медвежьегорским музеем. Этот район станет первым. Предстоит объехать не только те места, где уже снимали фильмы. Но и те, где еще не бывало съемочных групп, показать их красоту. Мы хотим показать, как эти места выглядят вечером, как утром, проработать экономический кинематографический ресурс. Второй аспект — туристический. Скорее всего, по итогам работы появится мобильное приложение. А в Медвежьегорском районе разместим карту местности для кинематографистов с очками виртуально реальности. На пилотный проект нам должно хватить финансирования в рамках приграничного сотрудничества. Дальше надо выходить на уровень правительства.

— Леша, а у карельского кинематографа есть своя особенность? Отличительная черта, как, скажем, у французского кино или британского…

— Конечно, мы очень близки к Скандинавии. Все то, что говорят о представителях северных стран: Бергман, Каурисмяки. Это некая глубина, некая мистичность, спокойствие, некий свой взгляд, северный. У нас есть своеобразие, которое делает нас уникальными на российском рынке.



Расскажите друзьям!



Все события