Фото: Виктор Давидюк
Жизнь

«Едим, пьем, сидим, землю не жрем». Почему фильм «Довлатов» абсолютно современное кино: блог Александра Фукса

06.03.2018 Александр Фукс 2716 https://runaruna.ru/13029/

Что меня удивило, так это то, почему этот фильм так хвалят те, против кого он направлен. Его хвалит Мединский, его рекламируют на Первом, им восхищаются первые лица нашего королевства – то есть к нему благоволит тот самый режим, с которым, по большому счету, очень жестко полемизирует Алексей Герман, рассказывая историю про вроде бы другую, но на самом деле про очень похожую эпоху.

«Довлатов» - это совершенно современное кино про 1971 год. Про закончившуюся оттепель, про наступившие холода, про умершие надежды, про беспомощность и бессмысленность, про тотальную фальшь и отчаянье, про пустоту, в которой думающий и чувствующий человек просто не может дышать.

Да, в фильме прекрасные актерские работы. И отдельно от всех прочих там феноменальна маленькая дочь Довлатова Катя в исполнении прекрасной девочки Евы Герр. Да, в работе Германа-младшего отчетливо видна стилистика его отца. То же многоголосье, те же крупные планы, та же неспешность и тягучесть, в которой, не переставая, звенит натянутый нерв. Но одновременно с тем мы понимаем, что это и парафраз фильмов шестидесятников.

Кадр из фильма "Довлатов" Алексея Германа-младшего

Помните? Утопающие в сигаретном дыму квартиры, молодые люди, споры об искусстве, музыка и бьющий с экрана молодой, энергичный оптимизм. И вот всё вроде бы то же самое. Всё так похоже, но только с противоположным знаком. Плюс поменялся на минус. Надежда сдулась, словно лопнувший шарик, и ее место заняла безнадежность. Оптимизм обернулся безверием. Энергия – упадком. Потому что это уже не шестидесятые. Это 1971-й.

Всего год прошел после шестидесятых, и все изменилось. Короткий миг вольнодумства растаял, будто его и не было. Людям словно бы дали подышать через приоткрытую форточку и снова задраили ее со всей возможной тщательностью. Больше они не могут писать то, что думают, и рисовать так, как чувствуют. Юмор должен быть добрым, сатира – мягкой, картины – понятными и реализм – социалистическим. Черное следует называть белым, пошлое – великим и скудное – богатым. Надо воспевать мелкое и не замечать гадкое. Нельзя смеяться и сомневаться, можно лишь радоваться и аплодировать. Наверное, для кого-то это вполне естественная атмосфера. Кто-то вообще не видит в этом проблемы. Ведь, как говорила учительница красноярского лицея, «едим, пьем, сидим, землю не жрем» - разве этого недостаточно? Но как быть тем, кто не может жить в душной вате вранья и пошлости? Им-то куда деваться? Уезжать? Но они не хотят. Они не хотят жить не дома. Но для этого они должны перестать быть собой.

Кадр из фильма "Довлатов" Алексея Германа-младшего

Фильм «Довлатов», конечно, о Довлатове. Но в первую очередь он все-таки об эпохе. Причем об этой эпохе он говорит без намека на ностальгию и сантименты. В этом плане кино Германа является прямой полемикой и с «Концом прекрасной эпохи» Говорухина, снятом по довлатовскому «Компромиссу», и со всей сегодняшней пропагандой, пытающейся обелить и романтизировать то время. Ведь вот уже восемнадцать лет нам со всё возрастающей навязчивостью показывают фильмы и сериалы про милую и обаятельную советскую власть, про наивных девчонок с ткацкой фабрики, про их мудрых наставниц, про добрых лифтеров и славных трактористов. Зачем сегодняшний режим столь настойчиво заставляет нас полюбить прошлое? Затем, что сам этот режим есть прямой наследник этого прошлого. Та эпоха, от которой мы попытались было уйти, догнала нас, схватила и вернула обратно.

Нас вернули в советский гимн и в гордость за Сталина. Нам вновь рассказывают про вражеское окружение и предлагают затянуть пояса. У нас снова одна правильная партия, несменяемость власти и игрушечные депутаты. Видимость выборов, видимость свободы и видимость радости. Видимость гордости и видимость преданности. Страх и неприхотливость. Изолированность и озлобленность. И, главное, то самое ощущение беспомощности и бессмысленности, о котором снял фильм Герман.

Почему именно сейчас он сделал такое кино? Потому что именно сейчас оно актуально. Оно современно. И оно про нас.



Расскажите друзьям!



Все события