Фото: letashkov.com
Жизнь

«После того, как я взял кредит, Россия взяла Крым, и для меня все кончилось». Почему компания «Леташков Лайнз» прекратила существование

02.03.2018 Александр Фукс 16170 https://runaruna.ru/12753/

Имя Валентина Леташкова хорошо известно в Карелии. Ну, если не само имя, то, как минимум, название его туристической фирмы «Леташков Лайнз». Автобусные туры по странам Европы, бизнес-поездки, целевые туры на концерты или спектакли. Особое удобство для карельских туристов состояло в том, что выезды происходили прямо из Петрозаводска. В общем, многие знают имя Валентина Леташкова, но мало кто знает, что вот уже более года его компании не существуют. Автобусы его проданы, а самому ему запрещен выезд за границу. Что же произошло?

В 2013 году Леташков купил автобус за 80 тысяч евро. Кредит взял, как обычно, у своего товарища и еще в трех банках. Причем часть кредита взял в евро. А вскоре после того, как Леташков взял кредит, Россия взяла Крым. Пришли санкции. Грянул дефолт. И рубль рухнул более чем вдвое. Но, главное, упала платежеспособность населения. На два года туристический бизнес в Карелии практически встал. При новом курсе валют большинство людей потеряло возможность выезжать за границу. А кредит нужно было отдавать. Общая сумма банковских платежей составляла порядка 100 тысяч рублей в месяц. И это при том, что денег леташковский бизнес в то время не приносил.

Фото: letashkov.com

Тем не менее около двух лет Леташков продолжал платить. Продал злополучный автобус. Пусть ниже себестоимости, но это помогло погасить значительную часть долга. Что-то одалживал. Но к 2016 году его ресурсы иссякли. В долг ему больше не давали, два банка обратились в суд, и суд счел его злостным неплательщиком. А вслед за этим приставы согласно существующей у них доброй традиции перекрыли Валентину выезд за границу.

— Двадцать пять лет я вел этот бизнес, — говорит Леташков. — Двадцать пять лет я брал и добросовестно отдавал кредиты. Ко мне никогда не было никаких претензий. Но стоило мне оказаться в затруднительном положении, как на меня тотчас наклеили ярлык злостного неплательщика.

Вообще, надо сказать, что турпродукт Леташкова действительно был уникальным в своем роде. Он первым в России совершил автобусные туры в Стокгольм, Париж и Лондон. Когда в 1994 году он впервые собрал группу на поездку в Англию, в английском консульстве сначала не хотели ставить им визы. Ведь по инструкции виза выдавалась только при наличии авиабилетов в обе стороны.

— Они даже предлагали мне купить всем билеты на самолет и потом их сдать, — вспоминает Леташков. — Кое-как эта ситуация разрешилась. А через год такая же история произошла во французском консульстве.

Русский автобус с русскими туристами тогда был такой диковиной для французов, что охранник автобусной стоянки в Париже даже попросил разрешения заглянуть в их автобус, чтобы посмотреть на настоящих русских. Видимо, хотел удостовериться, что все они с балалайками, медведями и в ушанках. Но самыми любимыми маршрутами Леташкова были поездки по странам Скандинавии и в Финляндию. Он сам возил группы в Хельсинки, Стокгольм, Осло и Копенгаген, сам сидел за рулем и сам вел экскурсии.

— Дело же в том, что я один являлся и водителем, и руководителем, и гидом, и переводчиком в своих турах, — объясняет Леташков. — Я знал каждую улицу в скандинавских столицах, знал, где лучше поесть, где что купить, где бесплатные туалеты и как сделать так, чтобы моим клиентам было максимально удобно. Закрыв мне выезд, приставы практически лишили меня работы. И при этом лишили меня возможности возвращать кредиты.

Дело в том, что к концу 2016 года люди постепенно пришли в себя и начали вновь выезжать за рубеж. Леташкову снова посыпались заказы. В Норвегию, в Данию, в Швецию, в Германию. Он получил заказов на 1 миллион 200 тысяч рублей, но выполнить их не мог.

Фото: letashkov.com

— Мой долг составляет полтора миллиона рублей, — говорит Леташков. — При таких темпах я мог арендовать автобус и уже за год погасить значительную часть кредита. А всю сумму отдал бы года за два. Но наша система почему-то считает более правильным делать плохо всем. И меня лишили работы, и банки — денег.

Естественно, возникает вопрос, почему бы не нанять на работу водителя и гида? Почему бы не возить людей по России? Неужели так необходимо вести экскурсии самому? И неужели принципиально их вести исключительно за границей? Ведь если нанять работников, то и бизнес будет работать и постепенно можно будет гасить кредит.

— Во-первых, боюсь, что при двух нанятых работниках бизнес, дай бог, чтобы выходил в ноль, — объясняет Леташков. — Внутрироссийская ниша занята. Есть большое количество компаний, четверть века возили людей в Суздаль и Владимир, и вряд ли будут счастливы встретить нового конкурента. Но дело даже не в этом. Дело в том, что многим людям нравилось ездить именно со мной. Ведь в поездке важно не только насмотреться на памятники, но и отношение. Важно ощущение комфорта и защищенности, которое я за годы работы научился давать людям. И, кроме того, это для меня был не просто бизнес. И даже не столько бизнес, сколько любимое дело. Дело, которое приносило мне радость. И этой радости меня лишили.

Сейчас Валентин большую часть времени проводит в деревне и живет на пенсию, половину которой у него добросовестно забирают судебные приставы. Наверное, так и должно быть. Не покупал бы новых автобусов, возил бы людей на старых, глядишь, и не разорился бы.


Расскажите друзьям!



Все события