Истории

Очумелые ручки. Такого парада самодельных авто в Карелии больше никогда не видели. Как амфибии, джипы и советские спорткары штурмовали дороги республики

01.03.2018 Руна 1742 https://runaruna.ru/12602/

В эпоху тотального дефицита люди в СССР выкручивались как могли. Кто-то стоял в бесконечных очередях, кто-то «доставал» необходимые вещи при помощи связей и блата, а кто-то все делал своими руками — шил одежду из купленной материи, собирал радиоприемники из разрозненных деталей и даже самостоятельно конструировал автомобили.

Ведь на покупку авто и тогда были нужны немалые деньги, а главное — нужно было простоять в очереди несколько лет, чтобы наконец обзавестись личным автотранспортом. К тому же ассортимент советского автопрома из-за бюрократической волокиты обновлялся с большим скрипом — новые модели вводились в производство долго, редко и к моменту выпуска успевали устареть по сравнению с заграничными аналогами.

vk.com | Фото: Череповец Ностальгия. Живая история Череповца / vk.com/chernostalgy

В общем в Советском Союзе было предостаточно Кулибиных, которые собирали себе машины сами, приложив максимум смекалки и фантазии. Их было настолько много, что между ними регулярно устраивали состязания. Один из таких автопробегов самодельных авто летом 1983 года прошел между Москвой и Мурманском — целых 6 тысяч километров.

В гонке участвовали лучшие самоделки тех лет — амфибии и вездеходы, туристические и спортивные машины. Одни из них могли с разгону заехать в воду и, подняв колеса, плыть по озеру. Другие словно джипы на сафари штурмовать поля и луга России.

Третьи удивляли своим экстравагантным внешним видом (хотя бы поднимающимися вверх дверями) или экспериментальным устройством — отсутствием ступенчатой коробки передач, сцепления и дифференциала, которые были заменены ременными передачами. Благодаря этому водитель мог идти рядом с машиной и, дергая или отпуская веревочку, заставлял ее следовать за собой! Даже сегодня, наверное, не многие способны сделать то же самое.

Автопробег таких разных и таких необычных самоделок стартовал 17 июля от ворот ВДНХ в Москве и здесь же финишировал 14 августа. За это время колонна необычных машин проехала Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и всю Карелию с севера на юг, пока, наконец, не достигла Мурманска. На обратном пути любительские авто немного изменили маршрут, свернув из Карелии в Вологодскую и Ярославскую области.

Вот, например, какое зрелищное шоу участники автопробега устроили в Череповце.

vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy
vk.com | Фото из личного (семейного) архива Дмитрия Хохлова / vk.com/chernostalgy

В Карелии же автопробег прошел через Олонец, Сортавалу, Петрозаводск, Кондопогу, Сегежу, Беломорск и Кемь. Участники гонки нередко отклонялись от маршрута и пересаживались на суда, чтобы увидеть Валаам, Кижи или Соловки. Вот как описывает впечатления конструкторов-любителей журнал «Техника молодежи», который подробно освещал на своих страницах тот автопробег.

— Случалось, что трасса пробега прихотливо соединяла для нас воедино события, разнесенные в веках. Так, выехав поутру из Беломорска, мы через час останавливались в Залавруге, знаменитой своими «Бесовыми следками» — наскальными рисунками эпохи неолита. Уникальный музей в ложе реки под открытым небом! А к полудню, за какие-нибудь пять часов одолев перегон без малого в 400 км, въезжали в Салму, где, нарядившись в пластиковые бахилы, белые шапочки и халаты, шли осматривать реакторы и пульты управления Кольской атомной электростанции.

По всей Карелии люди выходили встречать участников пробега и устраивали в их честь митинги. В Петрозаводске на площади Кирова участники гонки провели большой показ своих самоделок и их возможностей. Модели были выставлены под открытым небом, чтобы их могли осмотреть все желающие, а потом водители устроили показательные заезды вокруг площади, как это сейчас делают подростки-дрифтеры. Посмотреть на небывалое зрелище на площади Кирова тогда собрались несколько тысяч петрозаводчан.

fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano
fotki.yandex.ru | Фото: wanowwano

Все происходящее снимали многочисленные фотографы и видеооператоры. Сюжет про автопробег вышел в киножурнале «Советская Карелия», а любительские фотоснимки петрозаводчан нет-нет да появляются на просторах Интернета.

Видео: Виталий Рыстов / vk.com/id6237364

А это фотографии из Медвежьегорска, где участники автопробега также побывали летом 1983 года. Недавно эти снимки были опубликованы в группе «Медвежьегорск. История, люди, природа».

vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208
vk.com | Фото: «Медвежьегорск. История, люди, природа» / vk.com/club78973208

Преодоление тысяч километров дорог и в особенности сложные грунтовки Карелии потребовали от водителей максимум мастерства и хладнокровия. Но несмотря на все сложности, машины прошли испытания без существенных поломок и пришли к финишу в полном составе!

Когда самодельные авто финишировали в Москве, организаторы подвели итоги. Гран-при конкурса достался любителю из Подмосковья Владимиру Миронову и его «Веснянке», собранной за 8 месяцев. Именно в этом авто традиционная коробка передач была заменена ременными передачами, и именно Миронов на забаву публики водил свою машину на веревочке (этот момент есть на видео).

— Это не трюк — тем самым автор умело подчеркивал особенность своей конструкции, у которой всего одна педаль управления (не считая, естественно, тормоза) — акселератор: к нему-то он и привязывал веревочку. Стоит ее чуть натянуть — двигатель прибавляет обороты, срабатывает автоматическая передача на клиновидных ремнях, и автомобиль послушно, как собачонка, бежит за своим создателем, — писала «Техника молодежи».

Первый приз дали автомобилю «Мул» и инженеру-испытателю Ереванского автозавода Станиславу Хапшоносову. Его авто отличалось комфортом и очень напоминало джип, оно легко набирало на трассе 120 км/ч и мягко шло по разбитым дорогам. Очевидно, что «Мул» с его открывающимся верхом был бы очень подходящим вариантом для охоты в жаркой Африке, но и в северных широтах он нравился всем, кто с ним сталкивался.

Гран-при — «Веснянка» Владимира Миронова. Фото: журнал «Техника молодежи»
Первый приз — «Мул» Станислава Хапшоносова. Фото: журнал «Техника молодежи»
Второе место — «Тритон» Д. Кудрячкова. Фото: журнал «Техника молодежи»

Второй приз автопробега получил Д. Кудрячков — солист оркестра из театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — со своим «Тритоном», катером на колесах. Его амфибия развивала на суше до 100, а на воде — до 50 км/ч. На борту «Тритона» были оборудованы удобные спальные места, кухня, умывальник, шкафчик для одежды. Разгоняясь, амфибия сходу въезжала в воду, водитель нажимал защелку и поднимал колеса вместе с подвеской, которые оказывались над водой. Двигалось по воде такое авто при помощи водомета.

Третья премия досталась макетчику из Севастополя Александру Федотову и его престижному по тем временам «Катрану» с откидным верхом. Ну, а специальный приз присудили микроавтобусу «Чебурашка» еще одного ереванца — Льва Саакяна. Оригинальная форм его машины вызывала улыбку всех, кто ее видел. Еще бы — ведь это поставленный задом наперед кусов от «Волги» — фургона, который конструктор-любитель нашел на свалке.

Третья премия — «Тритон» Александра Федотова. Фото: журнал «Техника молодежи»
Специальный приз автопробега — «Чебурашка» Льва Саакяна. Фото: журнал «Техника молодежи»

Подводя итог автопробега, «Техника молодежи» сделала довольно смелое в эпоху застоя признание — уровень любительского автопрома значительно вырос, и ряд находок следует изучить и внедрить в производство, которое, намекал журнал, изрядно отстало от современности. То же самое, но уже открытым текстом сказал летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков, который на всем пути сопровождал участников заезда.

Владимир Джанибеков, летчик-космоновт:

— Мне посчастливилось посидеть за рулем почти всех «самоделок» автопробега. Что я могу сказать?.. На мой взгляд, большинство из них на порядок-два выше промышленных образцов. Еще раз убеждаюсь: автомобили должны быть надежные, красивые и разные, должны удовлетворять самым разнообразным запросам людей. Наши улицы и дороги в идеале должны выглядеть так, как наша красивая и подтянутая автоколонна, на которую сегодня сбегаются смотреть десятки тысяч людей.


Расскажите друзьям!



Все события